ПРАКТИЧЕСКИ все ведомства и министерства РФ после взрывов в Нью-Йорке работают с дополнительной нагрузкой, учитывая возможные политические и экономические последствия этих терактов. Не стало исключением и Министерство юстиции, главе которого, Юрию Чайке, президент еще в прошлый четверг поручил провести ревизию правовой базы по борьбе с терроризмом. Вчера же на оперативном совещании руководство Минюста обсуждало конкретные поручения, которыми будут заниматься департаменты министерства. Учитывая локальность проблемы и особую срочность задания Путина, можно ожидать результатов уже в ближайшие полтора-два месяца. Теперь в ведомстве Юрия Чайки займутся анализом внутреннего законодательства, опирающегося на Закон "О борьбе с международным терроризмом", Уголовный кодекс и Закон "О чрезвычайном положении", а также на Европейскую конвенцию о пресечении терроризма и Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, ратифицированные Россией в течение последних двух лет.
Скорее всего одним анализом дело не ограничится, и уже в ближайшее время можно ожидать новых законодательных инициатив от правительства и Думы, повышающих степень ответственности за терроризм. Таким образом, Минюст получает возможность реанимировать разработанный им закон, который можно рассматривать как пакет поправок к ныне действующим нормативным актам. Примерно три недели назад этот законопроект был отклонен правительством из-за недостатка средств, хотя в ведомстве Чайки его не считают слишком уж дорогим. В проекте нормативного акта предлагаются меры по ужесточению сроков наказания за участие в теракте, увеличиваются сроки содержания под стражей без предъявления обвинения для подозреваемых в террористической деятельности, вводится перенос судебного слушания в другой регион в целях безопасности, а также предлагается ряд мер, обеспечивающих защиту свидетелей. В частности, граждан, свидетельствующих против террористов, государство будет охранять так же, как и судей. Кроме того, обвиняемые при ознакомлении с материалами дела до суда не смогут получить данных относительно лиц, свидетельствующих против них. Если эти предложения будут приняты, то потребуются существенные коррективы в проект нового УПК, поскольку там процессы по террористам не выделены в особую категорию и никаких специальных мер защиты для свидетелей и потерпевших не предусматривают.
Существенной шлифовке потребует и Уголовный кодекс. Так, в Минюсте считают необходимым повысить срок за участие в теракте до 15 лет. Также нуждаются в уточнении формулировки кодекса относительно санкций за оказание финансовой помощи террористам. Наконец, само понятие "террористическое преступление", по мнению представителей Минюста, в Уголовном кодексе весьма размыто: например, сделанный школьником ложный звонок о бомбе, подложенной в школу во время контрольной, вполне может быть расценен как террористическое преступление, хотя по своей сути квалифицируется как обыкновенное хулиганство.
Вчера же с аналогичными предложениями по ужесточению норм УК и УПК выступил министр МВД Борис Грызлов. С точки зрения министра, требует коррекции действующая норма УПК РСФСР, позволяющая задерживать подозреваемого только на 72 часа, поскольку за этот период, особенно в боевых условиях в Чечне, нет возможности собрать доказательства для предъявления обвинения. Грызлов поддержал инициативу депутатов Госдумы, разработавших проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федераций" в части усиления борьбы с терроризмом. Министр полагает, что "данный законопроект не только обеспечит адекватное противодействие терроризму, но и позволит укрепить конструктивное сотрудничество в этой области с международным сообществом".
Однако как раз с сотрудничеством в правовой сфере у России все складывается не слишком удачно. До сих пор проект договора о правовой помощи с США существует лишь в виде законодательной инициативы, а подписанный Путиным еще в прошлом году федеральный закон, ратифицирующий договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам, до сих пор не ратифицирован американским конгрессом. Действие Европейской конвенции на США по понятным причинам не распространяется, а необходимых правовых механизмов по борьбе с финансированием терроризма в США тоже нет. И поэтому единственной правовой основой для предстоящих военных действий останутся двусторонние соглашения между США и иными государствами. Причем в рамках борьбы с терроризмом эти соглашения, по крайней мере в отношении РФ, регулируются в основном закрытыми документами и проходят по линии внутриведомственных контактов. Конечно, главы исполнительной власти находятся в курсе этого сотрудничества, но нет ни парламентского, ни судебного контроля за этой сферой деятельности. А между тем со стороны террористов уже раздаются призывы покарать любое государство, которое может поддержать действия США, и, следовательно, общество реально может столкнуться с последствиями этих скрытых контртеррористических операций, не будучи осведомлено об их характере и возможном риске для мирных граждан.