ТРАГЕДИЯ в США изменила мир. Она поставила в повестку дня новые вопросы, ответы на которые нужно искать в глобальном масштабе. Вот только некоторые из них, актуальные в полной мере и для России.
Во-первых, требуется новый взгляд на понятие национальной безопасности, ибо в США удар был нанесен не по Нью-Йорку и Вашингтону, а по американскому государству в целом, поставив под сомнение эффективность его функционирования. Сегодня военная компонента безопасности без комплекса других мер просто теряет смысл.
Уязвимость Америки может стать уроком для одних и стимулом для других. Одно понятно уже сейчас - мы будем в какой-то степени обречены жить ближайшие десятилетия в условиях, когда терроризм все больше становится повседневной реальностью.
Кроме того, мир начал в гораздо большей степени осознавать, что национальные границы больше не являются сколько-нибудь серьезным препятствием на пути действий, направленных против одного государства или группы государств.
Во-вторых, в условиях технологического прогресса стабильность и безопасность существования любого государства все больше зависит от стабильности и безопасности других. Глобальный характер терроризма объективно ведет к тому, что нужен и глобальный ответ на этот вызов. Тем более что действия террористов по нанесенному ими ущербу сравнимы с потерями в войне.
Теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке также показали, что события в США будут в любом случае иметь долгосрочное воздействие на глобальную экономическую систему, так как любые ответные действия США (а у меня нет сомнений, что они не будут одномоментными) могут породить новые риски для мировой экономики.
В-третьих, вступил в действие очень весомый психологический фактор - резко возросла неуверенность сотен миллионов людей в своей собственной безопасности, причем это касается прежде всего европейских государств, в том числе и России. Это, видимо, с неизбежностью скажется на многих процессах - от политики и экономики до культуры. В значительной степени оказался подорван престиж Америки как государства - лидера западного мира. Новые угрозы требуют и новой психологии поведения как политиков, так и всех граждан.
В-четвертых, проблема терроризма теперь во все большей степени требует открытости в показе и анализе многих проблем, в том числе и чеченской. Отгородиться национальными рамками больше никому не удастся, а потому сотрудничество между специальными службами должно стать одним из приоритетов во внешнеполитической деятельности.
В-пятых, и это, возможно, самое главное, проблема терроризма начинает все больше приобретать цивилизационное измерение. Есть реальная опасность того, что сейчас ускорится процесс деления на "хороших" и "плохих", а это в конечном счете приведет к новому витку противостояния между Западом и исламским миром - со всеми вытекающими последствиями.
Особенность нынешней ситуации для России состоит прежде всего в том, что она поставлена перед непростым выбором - участие в борьбе с терроризмом в глобальном масштабе объективно ставит ее перед проблемой выбора: поддержать Запад в этой борьбе (которая на 99% будет борьбой с исламским терроризмом) и нарушить при этом свои многие традиционные связи с арабскими государствами или попытаться в конечном счете уйти в сторону от этой проблемы, не поссорившись с арабскими странами, но неизбежно войдя в конфликт с Западом.
Причем выбор пути не может быть кулуарным, ибо он объективно предполагает практические действия. Присоединение не на словах, а на деле к широкому антитеррористическому альянсу будет иметь для России самые серьезные политические и экономические последствия. Кстати, одним из них может быть ускорение процессов сближения России с Европейским союзом и расширение взаимопонимания с НАТО.
Что может быть дальше? Это зависит прежде всего от того, как именно будут действовать США в ближайшее время. Ясно одно - ни с чьим суверенитетом в этой обстановке они считаться не будут, и это тоже новая объективная реальность. Мир стал гораздо менее безопасным, чем неделю назад. И поэтому сохранять его и добиваться реальной стратегической стабильности будет во много раз труднее, в том числе и для нашей страны. России также брошен очень серьезный вызов, от ответа на который во многом зависит, останется ли она среди мировых держав.