НА ИСХОДЕ спокойного по чиновничьим меркам лета российская государственная машина выдала на-гора решение, которое может оказаться для нашей страны судьбоносным. Премьер-министр Михаил Касьянов утвердил 8 августа комплексный план мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Правительство намерено в четвертом квартале представить законопроекты в Государственную Думу с тем, чтобы в соответствии с установкой президента попытаться сделать Россию членом ВТО уже в 2002-2003 гг.
Можно предположить, что данное решение последовало после несколько неожиданного для российских переговорщиков финала июньского заседания рабочей группы по вступлению России в ВТО. К тому моменту переговорный процесс набрал обороты, и, казалось, ничто не предвещало осложнений. В Женеву наша делегация привезла более чем тысячестраничный доклад о торговом режиме в РФ, что само по себе весьма необычно. Однако этого оказалось мало. Наши партнеры отложили завершающие переговоры, посчитав недостаточными изменения, внесенные в российское законодательство. Подготовка протокола о присоединении России к ВТО была отложена "на неопределенный срок". Михаил Касьянов, выступая в Зальцбурге на экономическом форуме, даже обвинил ВТО в попытках заблокировать интеграцию России в международную торговую систему.
Не секрет, что многие российские производители, в том числе из числа так называемых олигархов, опасаются, что поспешное вступление в ВТО окажется смертельным ударом для отечественной промышленности, которой придется конкурировать с качественной и сравнительно недорогой зарубежной продукцией.
Что же послужило толчком к занятию более определенной позиции в пользу ВТО и насколько она своевременна и корректна с точки зрения российских интересов?
Внимательный анализ аргументов сторонников и противников присоединения к ВТО позволяет прийти к выводу, что четкого водораздела между "лагерями" нет. Никто, собственно, и не возражает против членства, спор идет об условиях и сроках. Во многом аргументы сторон складываются из интересов тех или иных отраслей отечественного производства. Иными словами, те, кто ориентируется на экспорт и уже сейчас без проблем находит сбыт своим товарам и услугам за рубежом, активно добиваются вступления России во Всемирную торговую организацию. И наоборот - те, кто ориентирован на внутренний рынок и борется за выживание своих производств в условиях жесточайшей конкуренции с импортной продукцией, категорически против любой поспешности в этом вопросе.
И все же. Если Россия намерена отстоять свое место среди технологически развитых стран, то выход на зарубежные рынки ей просто необходим. Приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО упростит договорно-правовую базу сотрудничества с зарубежными странами и внесет порядок в российскую рыночную систему. Помимо всего прочего, это является необходимым условием для получения западных инвестиций.
На переговорах в Женеве осталось согласовать порядка двух тысяч спорных позиций (из изначальных одиннадцати тысяч!), каждая из которых затрагивает ту или иную отрасль. Свести при этом баланс "плюсов" и "минусов" будет весьма сложно. Можно с уверенностью предположить, что любой исход переговоров породит весь спектр оценок - от "полной и окончательной победы" до "предательства национальных интересов".
Поэтому вокруг президентской линии на присоединение России к ВТО, раз уж мы двинулись в этом направлении, к моменту завершения переговоров должно быть выработано широкое общественное согласие, которое будет опираться на понимание стратегических национальных интересов и защитит власть от нападок отраслевых лоббистов.
Общественное согласие вокруг будущего членства России в ВТО, когда бы последнее ни стало реальностью, необходимо выстраивать уже сейчас. Зарубежный опыт и здравый смысл свидетельствуют о том, что задача подобного масштаба решается при условии одновременных и согласованных действий по ряду основных направлений. Применительно к ситуации Россия-ВТО таких "китов" набирается, на мой взгляд, как раз три.
Первое - это гласная разработка национальной стратегии нашего участия в ВТО.
Вступление в ВТО, по логике, должно повысить конкурентоспособность России в мире. К сожалению, помимо сырья, военной техники и металлургической продукции низкой степени обработки нам сегодня предложить на мировых рынках, по существу, нечего. Чтобы изменить эту ситуацию, России надо развиваться с учетом общемировых тенденций и с учетом наших будущих возможностей как экспортера продукции не добывающей, а обрабатывающей промышленности, причем высокотехнологичной.
Но знаем ли мы по-настоящему мировые рынки, представляем ли, какие ниши в состоянии на них занять, а какие не в состоянии? Комплексного анализа, боюсь, нет, или же он неизвестен за пределами узкого круга "посвященных". А значит, в ВТО при сохранении нынешнего положения вещей нам, возможно, придется действовать в рамках чужих стратегий.
Без четкой и продуманной государственной стратегии, опирающейся на скрупулезный анализ мировых рынков и собственных реальных возможностей, не получатся ни реформа внутреннего законодательства, ни какие-либо переговоры по конкретным позициям. Представляется, что такую стратегию (если это не сделано до сих пор) необходимо вырабатывать в рамках Совета безопасности и/или Госсовета и принимать на уровне президента России.
Второе - полномасштабное участие российских производителей в выработке соответствующих переговорных позиций.
Сейчас многие предприятия России мало осведомлены о порядке и последствиях вступления страны в ВТО, специальные расчеты эффективности членства на отраслевом уровне если и есть, то далеко не по всему спектру экономики. Ситуация столь сложна, а интересы отраслей столь противоречивы, что за деревьями можно не увидеть леса. Келейность в этом вопросе чревата непоправимыми ошибками.
Не секрет, что среди остающихся несогласованными переговорных позиций - наиболее привлекательные для зарубежного бизнеса отрасли российского производства, где мы более или менее конкурентоспособны (наукоемкие товары, продукция химической промышленности, машиностроение, производство лекарств и продуктов питания). За этим скрываются, без сомнения, интересы экспортеров соответствующих товаров в Россию. Потенциально это вполне естественный торг. Но мы вправе рассчитывать на успех, только если будем выдвигать встречные условия, уступать в малом и выигрывать в главном. А условия могут, очевидно, генерировать только отечественные импортеры и экспортеры - в рамках имеющейся государственной стратегии.
По всем без исключения вопросам членства России в ВТО нужен открытый и взаимозаинтересованный диалог правительственных и хозяйствующих структур, желательно - с участием научных экспертов. Первые очень важные шаги в этом направлении уже сделаны. Правительственная комиссия по переговорам о вступлении России в ВТО приняла предложение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о формировании общей позиции России на переговорном процессе в Женеве. А с конца июля Минэкономразвития проводит серию региональных конференций с участием бизнес-элит. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Третье - включение в процесс законодательных структур.
В связи с правительственным планом, который упоминался в начале статьи, Госдуме согласно некоторым оценкам предстоит одобрить свыше 70 поправок и новых законодательных актов.
В стране существует достаточное количество крупных финансово-промышленных групп, которые устраивает отсутствие четких правил игры, отсутствие конкуренции. Можно предположить, что, помимо всего прочего, осенью профессиональные лоббисты окажут на Думу массированное давление, дабы оставить в силе ограничения, препятствующие попаданию на российский рынок зарубежной продукции.
В этих условиях представляется полезным создание специальной комиссии Государственной Думы по вопросам вступления России в ВТО. Она могла бы решать двойную задачу. Во-первых, организовать профессиональный, комплексный и беспристрастный анализ правительственного плана, что позволит внести в него соответствующие коррективы и в конечном итоге содействовать оперативному рассмотрению законопроектов Думой. Во-вторых, во взаимодействии с правительственной комиссией по переговорам о вступлении России в ВТО обеспечить гласность в ведущейся работе, гарантировать вовлечение в процесс выработки решений всех заинтересованных хозяйственных структур и научных организаций, а также политических и общественных кругов, исключив тем самым возможность однобокого отраслевого лоббирования.
От этого переговорный процесс в Женеве с точки зрения российских национальных интересов может только выиграть.