0
625
Газета Политика Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Начался бюджетный процесс

Тэги: гончар, бюджет, дума


-НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, чем, на ваш взгляд, проект бюджета на 2002 год отличается от бюджета нынешнего года?

- В бюджете-2002 выделен финансовый резерв, который правительство не держит как некий "загашник", широко не афишируемый, а совершенно четко говорит: да, деньги есть и еще будут, однако они нужны для выплаты долгов не только в 2002 году, но и для создания определенных условий по работе с долгами и в 2003-м. Правительство это говорит открытым текстом.

Бюджет, конечно, очень жесткий, что подтверждает и реакция самих членов правительства. А она была таковой, что Михаил Касьянов в конце заседания кабинета предупредил их о недопустимости "подпольного" лоббирования своих отраслей в Государственной Думе. Премьер сформулировал такую свою позицию достаточно жестко. Очевидно, что она - и именно в таком виде - согласована и с президентом. То есть будет действительно жесткий бюджет.

- Таким образом, может случиться, что Дума примет правительственный вариант без существенных изменений?

- В проекте бюджета есть отдельные положения, вызывающие объективное сомнение. Например, я считаю, что той суммы выпадающих доходов по налогу на прибыль в связи со снижением его ставки, очевидно, не будет. Более того, я думаю, что по той части налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет, будет получено больше. Причем хочу отметить, что и сам Минфин это понимает. Потому что по части налога на прибыль, причитающейся регионам, никакого особого выпадения доходов не предполагается. То есть по 7,5 процента, которые идут в федеральный бюджет, - огромное снижение, а по региональным 16,5 - такого нет. Вряд ли это действительно возможно - ведь это проценты от одной суммы.

- Как всегда, видимо, большие вопросы возникают и к макроэкономическому прогнозу, на котором строится проект бюджета-2002?

- Да, конечно. К примеру, прогнозируемая величина ВВП на следующий год явно занижена. Что же касается разговоров о том, что снова все будет зависеть от мировых цен на нефть, то я с ними не согласен. Слава богу, что уже такой непосредственной привязки нет. Доказательство этому есть: возьмите оценки величины ВВП в зависимости от того, какой вариант динамики цен на нефть будет действовать - худший или лучший. Разница - десятые доли процента. Так что наша экономика набирает темпы.

А вот дальше и возникают разные подходы к формированию бюджета, которые различаются просто концептуально. Первый - с учетом того, что экономика набирает обороты, необходимо определить направления прорыва, куда надо вкладывать деньги или дифференцированно облегчать налоговую нагрузку. Второй же подход, опять же с учетом действительного экономического роста, - надо максимально поджать сейчас все виды расходов, чтобы иметь свободные средства для выплаты внешних долгов. Спорить по этим двум подходам бесполезно. Конечно, 2003 год уже не за горами, и, конечно, государственное инвестирование - это действительно занятие малоэффективное, но стимулировать отрасли прорыва все-таки нужно. Именно поэтому я и выступаю за то, чтобы государство активно снижало развивающимся сферам производства налоговое бремя.

Теперь вернемся к перспективам прохождения бюджета через Думу. С учетом того, что у президента позиции в Госдуме сегодня бесспорны, вариант минфиновской концепции бюджета пройдет. Я думаю, что правительство, конечно, имеет небольшой резерв для того, чтобы удовлетворить некоторые претензии. И темпы инфляции - прогнозируемые 10-11 процентов явно занижены, и ВВП, и упомянутое мной выпадение значительного объема доходов по налогу на прибыль, и совершенно фантастические цифры возврата налога на добавленную стоимость, позволяющие предположить, что за ними скрывается огромный рост экспорта. Откуда это взято? Если это действительно так, то тогда резко занижены оценки роста ВВП. То есть в проекте бюджета есть некоторые внутренние противоречия. В правительстве, видимо, не очень озаботились снятием таких противоречий, полагая, что в Думе бюджет продавят, воспользовавшись так называемым ресурсом администрации президента. Я, конечно, согласен с президентом, что бюджетный торг есть зло, но давайте же возьмем все лучшее из этой в целом нехорошей процедуры - согласование и корректировку документов.

- Есть ли у вас какие-либо сведения о том, какие позиции займет та или иная фракция нижней палаты?

- Я думаю, что фракция "Единство" может сделать неожиданный политический ход, даже, пожалуй, должна его сделать. Она может внести от своего имени некоторые корректировки правительственного проекта бюджета и сказать - да, мы поддерживаем бюджет, но... Кстати говоря, такой ход уже частично сделан. Вот, например, я занимаюсь поддержкой авиационной промышленности и науки, и я должен сказать спасибо фракции "Единство", потому что во многом благодаря позиции Владимира Пехтина и Владислава Резника объемы финансирования программы развития гражданской авиационной техники были увеличены с одного миллиарда рублей до 2,4 миллиарда. Ведь правительство тоже понимает, что если эта фракция поддерживает бюджет, то и к ее просьбам ему следует прислушиваться. Думаю, что таким же путем - через "Единство" - пойдут в этом году и аграрии, потому что одно дело - слушать страстные речи Николая Харитонова, а другое - получить конкретные деньги. Для того же, чтобы их получить, нужно идти не к нему - его группа, понятное дело, станет голосовать против бюджета, а идти в "Единство". И сейчас в Думе уже начинаются подобные хождения. Конечно, если кто-то хочет повозмущаться, то он идет к коммунистам. Они, безусловно, будут голосовать против бюджета, но если нужны деньги, то дорога есть только одна.

- Как вы думаете, какую позицию в бюджетном процессе займут ОВР и "Народный депутат"?

- В ОВР ситуация будет довольно сложная. С точки зрения регионов бюджет-2002 не просто жесткий, он продолжает тенденцию постоянного перетягивания бюджетного одеяла на федеральный уровень. Именно поэтому сложно будет выработать свою позицию и членам группы "Народный депутат". И чем ближе к следующим парламентским выборам, тем отчетливее это видно. Они ведь депутаты от регионов. А каждый из депутатов-одномандатников балансирует между интересом региона, по поводу ущемления которого вроде бы надо и возмутиться, и интересом того же региона с точки зрения возможности того или иного депутата защитить его в конкретном министерстве.

- Кто еще, по вашему мнению, может поддержать проект бюджета? Что, например, будут делать фракции "ЯБЛОКО" и СПС?

- "ЯБЛОКО", возможно, все-таки поддержит правительственный бюджет, поскольку его альтернативный проект никаких шансов на утверждение, конечно, не имеет. Понятно, что на заседании бюджетного комитета Михаил Задорнов и другие депутаты из "ЯБЛОКА" будут высказывать весьма серьезные претензии к документу. Но я думаю, что после некоторых корректировок бюджета, которые скорее всего произойдут, фракция согласится с ним. СПС же бюджет-2002 в целом поддержит, однако правые, вероятно, будут против увеличения расходов на аппарат управления. Да и мало кто в Думе будет выступать за такой вариант, при котором создание института полномочных представителей президента фактически удваивает расходы на госуправление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2041
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1308
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1273

Другие новости