0
875
Газета Политика Интернет-версия

08.09.2001 00:00:00

Две стороны нового евразийства

Евгений Ихлов

Об авторе: Евгений Витальевич Ихлов - политолог.


ПОТОК сообщений о все новых "евразийских" инициативах не может быть следствием чистой конъюнктуры. Разумеется, "евразийство" - точнее, вера в особую, неевропейскую, целостную цивилизационную сущность России - всегда входила в моду после каждого срыва очередного европейско-демократического проекта. Уваровщина с ее тремя источниками и тремя составными частями - после декабристов. Доктрины Леонтьева и Победоносцева - после кризиса Великих реформ Александра Второго. Первое евразийство - после разгрома "белого" русского либерализма; тут били с двух сторон: "красные" - в России, "черные" - в эмиграции. Сталинизм ("социализм в одной стране") - после провала Мировой революции. И естественно, что кризис Вторых великих либеральных реформ (1988-1998 гг.) заставил флюгер идеологической моды вновь развернуться к "особости-самобытности". Так же естественно, что новая верховная власть, точнее, ее придворные интеллектуалы, стремятся использовать новую моду для судорожного подведения хоть каких-то опорных идеологических конструкций под политику авторитарной реставрации. Ну, действительно, разве сварится мало-мальски съедобный суп из ржавого топора "народ и органы - едины"? Но, как любят говорить, народу срочно нужна "идентичность". И коли мы теперь живем в рыночном обществе, то по закону рынка платежеспособный спрос должен быть немедленно удовлетворен. Были мы - советские, были - демократы-европейцы, а нынче мы еще круче - евразийцы.

Но есть ли более глубокий смысл - за новой идеологической мишурой и застарелыми и тщательно растравляемыми обидами? Зачем неоевразийство и прочная "казенная народность" власти - самоочевидно. Ведь в чем содержание одной стороны евразийства - для России не подходит западное, иуде-христианское в своей основе представление о свободе и достоинстве каждой личности, приоритете ее прав и интересов граждан перед государством и обществом. И логичное историческое следствие из этого - полный контроль гражданского общества над государством, федерализм и права народов и регионов определять свой статус, приватность мировоззрения. Поскольку наш новый правящий слой при такой демократии править не может (на каждого Черепкова судов не напасешься), то ему необходимо красивое обоснование иной - недемократической модели. Тут евразийство необычайно ко двору. Авторитарно-харизматическая (самодержавная) модель, беззаветное и аскетическое служение власти как высшая доблесть личности (мессианская державность), согласие этнических и конфессиональных меньшинств на подчиненную роль, имперская ксенофобия и прочее в том же привычном духе. Для гарнира можно добавить заклинания: мол, лучше остаться нищими и бесправными в самобытности, чем "европеиться", даже если это сулит возможность стать гражданами свободной и высокоразвитой страны. В этом месте либеральный публицист обычно ставит точку, указывая на "злонравия достойные плоды". Либеральный интеллектуал еще и добавит историософского анализа. Вспомнит, например, про то, что столь любимая евразийцами симбиотическая связь Руси с Ордой помогала княжеской верхушке растоптать городские вольности, провести - в контраст с Западом - "коммуналистскую контрреволюцию". А отлично усвоенная московским великокняжеским престолом у ордынских наставников манера обращаться с подданными, как с завоеванным населением, привела к ужасам Ивана Четвертого и Смуте, а затем дала возможность двум великим преобразователям - Петру Первому и Сталину - без сильного сопротивления просто "отменить", а точнее, прикончить старую страну и создать новую.

Самый важный довод в опровержение неоевразийства содержится, с моей точки зрения, в том, что современной России некуда возвращаться в традицию. Общинно-авторитарный проект имеет смысл, если есть живая общинность, если самодержавная власть берет на себя заботу об аутсайдерах частно-капиталистических порядков. Но наше общество глубинно атоминизировано, артельно-коллективистские начала - фантом. Это стало ясно еще 12 лет назад, когда кооператоры устремились изо всех сил в индивидуальные предприниматели. Еще одним свидетельством этого стал почти полный отказ от солидарности поколений: брошенные на произвол старики, дети, матери-одиночки... И никакого серьезного государственного попечительства социально слабых и уязвимых групп населения нет и не предвидится. В чести правоавторитарный консерватизм. Но если "государственники" отвергают либеральную демократию, если полагают, что нам чужд "североамериканский" путь, то неужели родней - "южноамериканский"?

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что для искренних российских либералов есть очень важный момент в новом евразийстве, причем момент, полностью соответствующий современному либерализму, - это фактическая констатация мультикультурности современной Российской Федерации. Наши демократы (либералы-западники), сильно расходясь между собой по отношению к Кремлю, чеченской войне, сильным социальным программам, очень часто едины в ощущении своего "бремени белого человека". Самым скандальным образом это проявляется в массовой поддержке москвичами (наиболее продемократический ареал) антикавказской политики. Куда "мягче" - в общем чувстве культуртрегерства: мы европейцы, и наш долг - интенсивно европеизировать традиционалистские анклавы, преимущественно, конечно, тюркско-исламские и горские регионы. Восприятие "неевропейских" социокультурных групп как второсортных, неполноценных и варварских крайне опасно. Тезис о "мононациональности" России ненаучен. То, что ПРЯС (православные русскоязычные славяне - отечественный аналог американского WASP) - порядка 90%, не должно вводить в заблуждение. Во-первых, Россия - это "христианская метрополия", обремененная "азиатским довеском". И "цивилизационное насилие" над "азиатским компонентом" естественно приведет к всплеску фундаменталистского радикализма. Главный наш жупел - ваххабизм - не что иное, как естественная реакция традиционалистских групп на то, что секулярные кремлевские демократы оставили целые части страны под властью предельно коррумпированной номенклатурной этнократии. Если бы Ельцин в 1991-1992 году не сохранил "заповедники феодализма", а либеральные реформаторы не отнеслись бы так снисходительно-равнодушно к стремительному возвращению самых диких псевдонародных традиций, то сейчас бы не было угрозы со стороны средневековых протестных движений. Когда порют казаки - это причуды этнографии, когда порют чеченцы - правовой строй в опасности. Когда в Грозном публично расстреляли банду убийц, прогрессивная общественность содрогнулась от гнева - и смирилась с тем, что этих дикарей можно побомбить. Когда многомиллионная российская консервативная общественность мечтает о публичных казнях, умиляясь китайским экзекуциям, когда о виселицах грезят генералы - это норма нашей эры "диктатуры закона". И в конце концов шариатский суд справедливей и воскрешенного адата, и широко принятых "понятий".

Во-вторых, у "азиатской части" нашей страны тоже есть свой путь к свободе и демократии. Последние полвека, в том числе недавние выборы в Иране, показали, что Азия нашла свою стратегию демократического развития. Неоевразийцы правы - надо уважать неевропейскую традицию в российской цивилизации, воспринимать ее как равноправного партнера традиции европейской. "Западники" тоже правы - Россия должна идти к демократии не останавливаясь. Вместе - каждая часть России должна идти к демократии, но своим курсом, но к демократии. Если центральная власть обеспечит это "многополярное" продвижение к свободе, она сохранит и укрепит страну. Если укрепится имперский курс на культивирование деспотических анклавов, страну вновь разорвут разнонаправленные освободительные движения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1759
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1103
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
801
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1084

Другие новости