-ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ, что, на ваш взгляд, послужило причиной отставки Евгения Примакова с поста лидера думской фракции?
- На самом деле было две причины, которые Евгений Максимович и назвал нашей фракции. Во-первых, сейчас пошло активное партийное строительство, и влияние партии на фракцию увеличивается. Более того, фракции обязательно должны быть включены в принятие партийных решений. Мы приняли закон в первом чтении о выборах по смешанной системе - в субъектах Федерации будут выбирать законодателей по одномандатным округам и по партийным спискам - и только в этом году пройдут 26 выборов в региональные законодательные собрания. Так что принимаемые во фракции решения нужно реализовывать через партию, и руководить фракцией в связи с этим должен член партии. Но Евгений Максимович категорически заявил, что он не хотел бы вступать в партию. Во-вторых, где-то через год начнется новая избирательная кампания по выборам в Госдуму. Примаков сказал, что не пойдет на выборы, но считает, что надо уже в рамках фракции работать над новыми выборами.
- Не кажется ли вам, что уход Примакова ослабит позиции вашей фракции?
- Я присутствовал при том, как президент просил Евгения Максимовича остаться на посту лидера. Я видел, что Путин искренне просил его повременить с уходом, сказав: "Евгений Максимович, вы нужны в Государственной Думе". Я знаю, что и Лужков его отговаривал. Мы во фракции стопроцентно отдаем себе отчет, что никто из нас заменить его не может, и я тоже отдаю себе отчет в этом. Но думаю, что перемен не будет. У нас во фракции никто единоличных решений не принимал, и любое решение, которое озвучивалось ОВР, Примаков всегда прорабатывал как минимум с советом фракции или обсуждал его на заседании. Со своей стороны, я буду делать все возможное для того, чтобы любое наше решение и впредь прорабатывалось коллегиально. Принципы работы ОВР останутся неизменными, фракция останется центристской, и будет обеспечена полная преемственность.
- А в чем, собственно, заключается эта преемственность?
- Это довольно широкое понятие. Конечно, это методы работы, это сохранение курса, всех принципов, которые исповедовали, и всех взглядов, которые разделяли. Мы центристы, и для нас очень важно, какой будет роль государства, важно, чтобы наше общество было социально защищено. В этом как раз и заключается преемственность.
- Что может предложить фракции ОВР ее новый лидер?
- Я бы предложил продолжить тот курс, который мы начали. Я работал первым заместителем руководителя фракции, и у меня никак не могло быть своей программы. Сейчас я буду отвечать уже за реализацию всей программы фракции, тем более что это именно те принципы, которые я разделяю. Мы сейчас работаем над проектом бюджета 2002 года и для этого создали специальную экспертную группу. Ее наработки обсудим коллегиально в рамках совета фракции, а в начале следующей недели выступим с заявлением о нашей позиции по бюджету.
- Ваш взгляд на бюджет 2002 года сильно отличается от правительственного?
- В чем-то мы соглашаемся с правительством, а по ряду вопросов категорически с ним не согласны. Наша фракция не может согласиться, в частности, с тем, что будущие дополнительные доходы будут поделены так, как делятся огромные деньги в этом году. То есть закрыто, без участия депутатов. Общество должно знать, куда расходуются государственные средства. Должна быть ежемесячная бюджетная классификация. И межбюджетные отношения должны утверждаться по ежемесячной бюджетной классификации. Причем отношения между Центром и регионами следует изменить, потому что сегодня Центр концентрирует в своих руках 67% финансовых ресурсов и всего только 33% отдает регионам. Если такая тенденция продолжится, то мы будем растить иждивенцев в регионах. Мы считаем, что средства надо сейчас инвестировать в реальный сектор экономики. Посмотрите, например, по сельскому хозяйству правительство выделило в лизинговый фонд 6 миллиардов рублей в этом году, а на 2002 год всего 1 миллиард рублей. У нас есть прагматичные вопросы, которые мы хотели бы задать правительству уже сегодня.
- Осенью в Думе будет рассматриваться и еще несколько спорных законопроектов, в том числе Трудовой и Земельный кодексы. Какие предложения намерена выдвинуть ОВР?
- Наши депутаты работают над Трудовым кодексом. Я разговаривал с Андреем Исаевым, он считает, что торопиться с его принятием не надо. Нужно все тщательно взвесить и обсудить, а принимать его в декабре. Что касается Земельного кодекса, то сейчас мы столкнулись с тем, что в нем, оказывается, есть норма, которая разрешает продавать муниципальные земли, и права муниципалитетов не защищены. Скорее всего кто-то неумышленно сформулировал норму так, что она не защищает права города. Нужно срочно вносить поправки, иначе пострадает городская собственность и распродадут те земли, которые сейчас необходимы. В ближайшее время мы также начнем работать над предложениями ЦИК по поправкам в законопроект по избирательной системе и в целом по поправкам в избирательное законодательство. Мы видим сейчас, что происходит в Приморье, в Ростове-на-Дону, в других регионах. Надо совершенствовать законы, потому что в них очень много белых пятен, а наши российские политтехнологи моментально их находят. В результате страдает избиратель, потому что не может реализовать свое право, за него это делают - снимают кандидатов, используют административный ресурс.
- Нет ли давления на вашу фракцию со стороны Юрия Лужкова и как лидера движения "Отечества", и как главы крупного субъекта Федерации? Кто из губернаторов, кроме него, тесно связан с ОВР?
- Лужков - лидер политической организации, которая привела нас в Госдуму. Когда мы шли в парламент, то говорили, что будем реализовывать программу "Отечества", программу Лужкова. Поэтому мы не скрываем и не стесняемся того, что, сидя в Думе, воплощаем в жизнь наработки, которые сделаны Лужковым и "Отечеством". А что касается других губернаторов, то у нас таких обязательств нет. Выезжая в регионы, ОВР, конечно, заключает соглашения с региональными исполнительными и законодательными органами власти о совместной законотворческой деятельности. Такого рода соглашения у нас есть с Мордовией, с Пензенской областью. Мы помогаем этим регионам и при рассмотрении бюджета, и при рассмотрении инвестиционных проектов, но лоббировать чьи-то интересы в угоду местническим настроениям - в этом ОВР никто не может упрекнуть. Так, когда голосовали по закону о недрах и нужно было "резать по живому", по интересам Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, ОВР поддержала это решение. Мы считаем, что недра принадлежат всему народу, всему государству, и не может быть такого бюджетного дисбаланса, когда в этих регионах бюджетная обеспеченность в несколько раз выше, чем в Центральной России. Если бы мы были ангажированы, то наверняка здесь бы себя проявили. А в прошлом году были вынуждены голосовать за бюджет, в результате принятия которого Москва потеряла 40 миллиардов рублей.
- Не будет ли давить на вас как на лидера фракции моральный авторитет Примакова?
- Надо знать Евгения Максимовича. Это очень тактичный человек, который никогда не будет давить или подталкивать к принятию какого-то решения. Не важно, кем будет Примаков, рядовым депутатом или руководителем фракции. Примаков сегодня в Думе как простой депутат - это больше чем лидер фракции, это больше чем другие должностные лица в Думе. Если завтра он будет выступать на заседании палаты, люди его будут поддерживать, невзирая на его должность. Примаков, имея в ОВР и в Думе незыблемый авторитет, никогда не ломал через колено, всегда считался с каждой точкой зрения. И лично я буду следовать этому правилу.