ОРГКОМИТЕТ по подготовке и проведению в сентябре Гражданского форума объявил о начале строительства гражданского общества в России.
Если не задаваться "излишними" вопросами, например, существовало ли гражданское общество в стране до проведения указанного мероприятия, возможно ли вообще организационное построение такового и т.д., то надо признать актуальность и своевременность самой постановки проблемы.
Действительно, конструктивное взаимодействие граждан с властью - основа стабильного экономического и политического развития страны, а развитое гражданское общество - залог необратимости демократических процессов.
Но, похоже, устроителей гражданского общества волнуют не эти макропоказатели общественного развития, а конкретные политические задачи на текущий период. Постановка этих задач увязана с направлениями внутренней политики кабинета Путина.
Предлагаемая правительством программа социальных реформ во многом ложится на плечи самих граждан. Изменения в пенсионном, коммунальном законодательстве и т.д. неминуемо повлечет за собой виток социального напряжения в обществе. Чтобы не допустить перерастание социального напряжения в социальное противостояние, необходимо найти новые формы воздействия, новые рычаги, позволяющие регулировать взаимоотношения общества и власти.
Проведение Гражданского форума и создание Гражданской палаты при президенте Путине и есть эти новые рычаги общественных отношений. В качестве сверхзадачи на них возлагается также решение "проблемы 2003 года".
Напомним, что это своего рода "время Ч" для кабинета Путина, когда все проблемы - финансовые, политические, социально-экономические - достигнут пика своего обострения, причем одновременно. На этот год приходится и пик выплат по внешним долгам государства, и полномасштабный переход граждан на самообеспечение коммунальных и социальных программ, и начало нового электорального цикла. Все это создаст объективные и закономерные негативные процессы, влияющие на популярность правительства и президента.
Политическая обстановка 2003 года будет характеризоваться падением рейтинга Путина и ростом популярности его политических оппонентов. И это в период начала избирательных кампаний на пост президента страны и в Государственную Думу! При этом совпадут два негативных процесса: "время Ч" кабинета Путина, т.е. "проблемы 2003 года", и действие закона "кривой популярности" политического деятеля.
Если первый процесс связан с российскими особенностями экономического развития, то второй от этого не зависит и представляет собой всеобщую тенденцию. Закономерность состоит в том, что синусоида популярности главы любого государства по завершении начального этапа его деятельности неизбежно стремится вниз. Однако перед избранием на второй срок многим политическим лидерам удается исправить положение, если не случается каких-либо чрезвычайных обстоятельств.
Путин не может игнорировать как эти закономерности, как и возможные чрезвычайные ситуации. При этом российские чрезвычайные ситуации в отличие от неожиданных скандалов с западными политиками уже сейчас отчетливо прогнозируются. Все проблемы, которые ждут Путина в 2003 году, обеспечивают его политических оппонентов реальными "козырями" в их избирательных кампаниях.
Складывается парадоксальная ситуация - действия президента укрепляют положение его противников. Понятно, что такая ситуация должна быть как-то нейтрализована.
У Путина нет иных ресурсов в решении предстоящей политической коллизии, кроме организационно-административных. Уже сейчас этот ресурс работает на полную мощность. Мы наблюдаем активный "смотр-строй" всех факторов политического процесса. Путин ведет регулярный и активный диалог с уже действующими участниками "большой политики", будь то парламентарии, олигархи, региональные лидеры. Для всех других, еще не охваченных этим процессом, но способных оказать влияние на "ход событий", бурными темпами идет строительство новых структур, контролируемых аппаратом президента.
Все политические игроки срочно загоняются в политические стойла, чтобы не вытаптывали электоральную поляну там, где им вздумается:
- для глав регионов уже действует Госсовет при президенте РФ;
- для общественных организаций создается Гражданский совет при президенте РФ;
- для граждан устанавливаются "специально отведенные места" для проявления гражданской и политической активности. Их ассортимент резко ограничивается. Это либо общественные организации, объединенные в Гражданский форум, либо несколько политических партий, "выживших" в условиях нового закона об общественных организациях;
- для журналистов учреждается "Медиасоюз";
- для бизнесменов создаются сразу две общественные организации, для предпринимателей среднего и малого бизнеса - "Деловая Россия" и "Диалог".
Итак, каждому определено свое место в конструкции будущего гражданского общества России. "Построив" таким образом всех участников политического процесса, "политическая самодеятельность" в 2003 году может быть сведена к минимуму.
Любая общественная активность свидетельствует о развитии гражданского общества, но только тогда, когда она не насаждается сверху, не формируется самой властью.
В данном случае общественная активность граждан имитируется, потому что используются механические и административные методы ее организации и деятельности. А значит, имитируется и развитие гражданского общества в России.
Достаточно сказать, что президент, ставя перед полпредами в федеральных округах новые задачи работы на текущий год, в качестве одной из приоритетных назвал "построение гражданского общества". Фактически полпредам вменяется в обязанность создание структур гражданского общества.
Надо отдать должное - с этой задачей они активно справляются. За пару месяцев был создал "Медиасоюз". Сейчас кипит работа над образованием общественной организации предпринимателей среднего и малого бизнеса. Организации федерального масштаба создаются за невиданно короткие сроки. Пожалуй, по активности и темпам создания виртуальных структур полпреды превзошли отцов-основателей "Единства".
При этом никого не смущает противоречие, что власть, с одной стороны, ужесточает требования к политическим партиям и борется за их "качество" и реальное существование, а с другой - инициирует рост общественных организаций-фантомов.
Вся эта административная активность вертикали власти не имеет никакого отношения к самой сути гражданского общества. Создание механическим путем новых форм не может оказать влияние на содержание самого процесса.
Истина заключается в том, что гражданское общество нельзя построить в принципе. Это самоорганизующийся процесс. Власть только может и должна создать условия для его развития.
Качество гражданского общества в России зависит не от создания очередного органа коллективной гражданской ответственности - Гражданского совета при президенте РФ, а от развития гражданского самосознания каждого человека в отдельности.
Только тогда, когда личное гражданское самосознание, личная гражданская ответственность придут на смену коллективной ментальности, можно говорить о формировании гражданского общества. О том, что "процесс пошел", мы узнаем тогда, когда в каком-нибудь районном суде нашей необъятной родины будет слушаться дело "Гражданин N против Российской Федерации".
Сейчас власть находится в плену старых догм и идет по проторенной схеме. Для связи с "массами" по-прежнему требуется специальный орган, если не Политбюро, то Гражданский совет. Власть по- прежнему не готова брать на себя всю полноту ответственности и вступать в прямой диалог со своими гражданами.
Создание условий для развития гражданского самосознания - это реальное обеспечение тех демократических свобод, которые провозглашены во всех конституциях мира. Но почему-то качество гражданского общества в разных странах получается разное. Значит, вопрос заключается в другом - в создании действенных механизмов обеспечения развития демократии в стране.
Однако устроители гражданского общества в России понимают это несколько иначе - как развитие демократии в "специально отведенных местах", в структурах, находящихся под "крылом" и "присмотром" президента.
А впрочем, и цели поставлены совсем другие, конкретные и узкополитические - решить "проблему 2003 года", то есть максимально обеспечить общественное спокойствие в кризисный период правления президента Путина.