ДАЖЕ беглый взгляд на параметры нового бюджета свидетельствует, что уже со следующего года в судебную и тюремную системы запланированы реальные масштабные инвестиции.
Только расходы на статью "Судебная власть" увеличиваются на 59% по сравнению с 2001 г. А в Белом доме уже согласовали параметры федеральной целевой программы развития судебной системы до 2006 г. и в течение нескольких дней должны утвердить аналогичную программу, касающуюся реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста. Специфика построения бюджетных документов заключается в том, что федеральные целевые программы не представляются в парламент, а утверждаются правительством единолично. Но в статью закона о бюджете включаются и расходы, заложенные в программах на 2002 г. Следует отметить, что инициативы исполнительной власти по судебно-правовой реформе опережают деятельность законодателей: проект бюджета будут обсуждать в парламенте уже в конце сентября, а законы, под которые правительство предлагает выделить деньги, все еще ждут второго и третьего чтений в Думе.
В обеих программах развития средства в первую очередь пойдут на текущие расходы (в основном на повышение зарплаты), а инвестиции сначала пойдут в строительство новых и капитальный ремонт старых зданий. Однако если судебная программа учитывает нововведения в процессуальном законодательстве, то проект программы ГУИН должен будет, по существу, просто компенсировать многолетнюю недофинансированность системы. Видимо, поэтому в следующем году ГУИН получит скорее всего ту же сумму, что и в прошлом - 230 млн. рублей. А вот расходы на судебную власть вырастут с 11 333 млн. рублей в 2001 г. до 18 857 млн. рублей в 2002 г.
Смета расходов, заложенная в программах, весьма четко демонстрирует позицию исполнительной власти по некоторым острым проблемам, которые официально не обсуждались. Так, совершенно ясно, что реформа российской пенитенциарной системы по простейшему, но дорогостоящему методу США (массовое строительство СИЗО и тюрем) не пойдет. Избыток же заключенных предполагается сокращать за счет нововведений в судебной сфере: расширение применения условного наказания, досудебные сделки (сокращение срока пребывания подозреваемых в СИЗО), введение мировых судов (ускорение рассмотрения дел по мелким преступлениям). Точно так же цифры программы ГУИН по строительству показывают, что, хотя официальное решение об отмене смертной казни по политическим причинам до сих пор не принято, в течение следующих пяти лет Минюсту будет выделена солидная сумма на строительство мест содержания для пожизненно осужденных.
Конечно, в программе развития судебной системы гораздо больше принципиальных изменений. В 2002 г. третья власть получит средства на систему мировых судов, а также на подготовку к 2003 г., когда планируется введение суда присяжных и судебных санкций на арест и обыск. Таким образом, судьям в следующем году предстоит большой ремонт и массовый прием на работу новых кадров в аппараты судов разных уровней.
Как гораздо более консервативную можно оценить программу развития уголовно-исполнительной системы, которая по-прежнему ориентируется на принципы натурального хозяйства. Известно, что из-за недостатка средств во многих колониях вынуждены сажать огороды или заводить крольчатники, хотя эта мера, по мнению правых политиков, явно противоречит самой сути отбывания наказания. Тем не менее ГУИН планирует самостоятельно обеспечить потребности за счет произведенной продукции: питанием до 45%, вещевым имуществом до 100%, строительными материалами до 80%. Сэкономленные же на этих статьях бюджетные средства должны позволить трудоустроить дополнительно 25 тыс. заключенных. Более того, за пять лет в колониях намерены обеспечить "ежегодный прирост объемов производства на 7-8% и добиться освоения производства около 1 тыс. наименований новых конкурентоспособных видов продукции". Пока же правительство по-прежнему размещает на подобных предприятиях госзаказы.
Сейчас на производстве рядовой заключенный зарабатывает 300-400 рублей в месяц. Почти половина этих средств поступает в ГУИН как частичное возмещение расходов на его содержание, из них же зачастую вычитается возмещение ущерба потерпевшим, а на остатки денег заключенный может покупать продукты в местном ларьке. Разумеется, возникает подозрение, что осужденных попросту используют как дармовую рабочую силу на благо государства. Однако, как объяснили корреспонденту "НГ" эксперты, на деле эти мероприятия - практическое воплощение идеологии доктрины ГУИН, поскольку заключенный помещается под стражу не только ради изоляции, но и для "перевоспитания через труд". Так что выделенные государством средства будут почти в равных долях тратиться на здания и на тюремную промзону.
Госзаказчиком и координатором обеих программ будет Минюст. В отношении ГУИН, который курирует ведомство Юрия Чайки, это решение правительства вполне объяснимо. Однако уже сейчас можно прогнозировать, что представители третьей власти будут недовольны вмешательством Минюста в их финансовые дела.