0
761
Газета Политика Интернет-версия

01.09.2001 00:00:00

Российским учителям хватило бы и 500 долларов

Тэги: садовничий, мгу, образование, реформа


-Виктор Антонович, чем вы можете объяснить столь бурное обсуждение проблем образования в российском обществе?

- Этот интерес закономерен и вызван прежде всего начавшейся модернизацией в системе образования. Стоит заметить, что все реформы, приводившие к укреплению государственности, начинались именно с изменений в системе образования. К сожалению, большинство этих начинаний потерпели крах. И причина - в плохой подготовке и непродуманности столь ответственных шагов. При последней попытке, в 1998 году, особенно явно прослеживалась тенденция "бросить образование в рынок".

- Вы принимали участие в деятельности рабочей группы Госсовета, занимавшейся подготовкой предложений по реформе образования. В процессе работы возникали какие-то трудности?

- Да. И особенно на первых наших заседаниях, когда столкнулись диаметрально противоположные точки зрения. Сторонниками радикальных нововведений предлагались меры, озвученные еще в 1998 году: государственные именные сертификаты, единый экзамен, тестирование, перемена статуса "образовательных учреждений" и другие. Жесткая дискуссия разгорелась и при определении состояния дел в образовании. Высказывались мнения, что наше образование "ниже, хуже, и все у нас наоборот", а значит, "следует равняться на передовые страны". На самом деле (и я не устану это повторять) наше образование лучшее в мире, это признано всеми международными экспертами. Да, нужно многое менять в самой системе, но начинать нужно с усиления роли государства в образовании.

- В итоге спорные вопросы из документа, который подготовила рабочая группа для обсуждения на Госсовете, убрали?

- К ним решили вернуться несколько позже, после завершения эксперимента. И основные положения доклада для чтения на Госсовете были приняты в итоге "при согласии" оппозиционно настроенных сторон.

- Владимир Путин на встрече с министром образования РФ Владимиром Филипповым обещал повышение заработной платы педагогам. Какая зарплата преподавателю вуза, на ваш взгляд, могла бы кардинально решить проблемы утечки кадров и "омоложения" преподавательского состава?

- Даже зарплата в 500 долларов (хотя это слишком скромная сумма) могла бы несколько преломить ситуацию в высшей школе. В Китае, например, каждому профессору к его окладу в тысячу долларов раз в год полагается надбавка к зарплате; это примерно шесть тысяч долларов.

- То, что учительская зарплата может оказаться выше профессорской, вас не настораживает?

- Конечно же, повышать зарплату всем педагогам надо. Но оплата труда преподавателя во всех странах и во все времена была существенно выше. Мы, кстати, уже долгое время хотим повысить стипендию аспирантам, но при этом тоже можем оказаться в двусмысленной ситуации: стипендия окажется выше зарплаты преподавателя. Все эти парадоксы от нашей бедности.

- Фонд "Общественное мнение" опубликовал данные, что около 67% населения готовы пойти на серьезные материальные затраты ради образования своих детей. Может быть, стоит сделать высшее образование платным?

- Думаю, общество к этому не готово. Я не против контрактной формы обучения, когда человек не прошел по конкурсу и хочет получить дополнительные знания, да еще имеет при этом свободные деньги. Но подавляющая часть населения платить за обучение своих детей не в состоянии. Кроме того, вы должны отдавать себе отчет, что, даже если сначала родители соглашаются оплачивать учебу своих детей, через год, максимум полтора, они приносят заявления с просьбой о переводе ребенка на бюджетное обучение. Практика МГУ свидетельствует о том, что в реальности не более 10% студентов имеют возможность оплачивать свою учебу.

- Какие новшества опробовали в МГУ во время вступительной кампании 2001 года?

- Мы впервые ввели письменный экзамен по иностранному языку в надежде увеличить эффективность его оценки. Преподаватели однозначно выразили свое мнение: письменный экзамен повышает объективность проверки, но без устного собеседования его применять нельзя.

Результаты тестирования как инструмент оценки некоего показателя уровня знаний могут учитываться, но их нельзя абсолютизировать. При тотальном введении тестов значительно расширится круг репетиторов по подготовке к сдаче единого экзамена. Сегодня посторонний преподаватель репетировать на механико-математический факультет нашего университета просто не сможет. Если же мы перейдем на поголовное тестирование, такая ситуация не исключена. Я не уверен, что при этом не будет страдать качество подготовки. При введении тестирования репетиторство вообще по стране примет небывалый размах.

- Владимир Путин высказал мысль о том, что вузам следует активнее использовать рыночные механизмы. А может ли вуз сам заработать себе на жизнь?

- Университеты зарабатывают в среднем около 30-40% своего бюджета. Это крайне мало. Делать деньги на фундаментальном образовании трудно. Нельзя продать теоремы. Это закон всех времен: забота об образовании - прерогатива государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
838
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
786
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
538
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
435

Другие новости