ВСЛЕД за Государственной Думой, в которой на осень, если, конечно, воплотится в жизнь план Геннадия Райкова, намечена реструктуризация комитетов, подобная участь может постигнуть и Совет Федерации.
По информации источников "НГ" в верхней палате, уже к концу осени ряд самых важных комитетов СФ будет раздроблен на более мелкие. Кроме того, планируется создать новый комитет под предварительным названием "по организации работы Совета Федерации". Цель изменения структуры верхней палаты объясняется довольно просто. Новый состав СФ, как показала последняя сессия, все более недоволен определенным ему Конституцией "скудным" выбором - отклонить законопроект или принять его. Большинство документов приходит в СФ слишком поздно, чтобы сенаторы могли себе позволить влиять на текст законопроекта путем его отклонения и создания согласительной комиссии с Государственной Думой, в работе которой депутаты, как правило, все-таки учитывают мнение верхней палаты. А по словам источника "НГ", впредь верхняя палата намерена отклонять с созданием согласительной комиссии практически все принципиальные документы, поступающие в СФ из нижней палаты и не устраивающие его по каким-либо соображениям.
Как правило, законопроекты, требующие немедленного принятия, носят экономический характер. Именно поэтому, по словам источника "НГ", в первую очередь целесообразно изменить структуру двух комитетов - по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности, а также по вопросам экономической политики. Нынешний вариант преобразования этих комитетов предусматривает деление каждого их них на два. От нынешнего комитета по бюджету может отделиться "валютная" и "таможенная" составляющие. К комитету по экономической политике отойдет часть работы комитета по бюджету, в следствие чего и он будет поделен на две части. По словам источника "НГ" в верхней палате, сейчас на "экономические" структуры СФ ложится слишком большая нагрузка. Поэтому говорить о том, что в нынешнем виде они способны работать по каждому отдельному законопроекту с Государственной Думой и влиять на его содержание во время прохождения документом первого чтения в нижней палате, нельзя.
Яркий тому пример - работа над бюджетом 2002 года. Ведь, как заявлял в интервью "НГ" лидер группы "Федерация" Валерий Горегляд, Совету Федерации просто необходимо "уговорить" Государственную Думу отклонить закон уже в первом чтении, ради создания трехсторонней согласительной комиссии с участием верхней палаты и правительства. Но удастся ли это технически - еще вопрос, поскольку кабинет министров, похоже, намерен довольно жестко настаивать на своих позициях. А у СФ пока еще слишком мало организационных возможностей для того, чтобы ему противостоять. В том числе и потому, что нынешняя структура верхней палаты совершенно не была предусмотрена для деятельности подобного характера - несмотря на демонстрируемое недовольство, губернаторы и не пытались влиять на текст, к примеру, бюджета и гарантированно принимали его большинством голосов. Теперь, похоже, ситуация будет меняться - в обязанности комитетов будет входить не только подготовка заключений на законопроекты, а выработка тактики и стратегии взаимодействия с Государственной Думой.
Дробление комитетов выгодно Совету Федерации и в другом смысле. В течение ближайших трех месяцев в сенат придет около 60 новых представителей субъектов, которые обнаружат, что все руководящие посты в комитетах уже заняты. Как известно, самые "яркие" главы регионов предпочли до конца "держать при себе" место в верхней палате и не присылать представителя. Кто-то по причине грядущей предвыборной кампании (тогда СФ смог бы стать дополнительной трибуной для агитации), кто-то не захотел терять свое место главы комитета. Зато теперь, к примеру, Москва, похоже, лишится не то что места вице-спикера верхней палаты, которое сегодня занимает Владимир Платонов, но и, отметил источник, вряд ли сможет рассчитывать на пост зампреда комитета. А появление новых комитетов вполне может дать шанс занять хоть сколько-нибудь достойные позиции в российском сенате вновь прибывшим.