ПАРАЛЛЕЛЬНО с внесением проекта бюджета в Госдуму в регионах начался процесс подготовки собственных вариантов основных финансовых документов. Первое осеннее заседание Мосгордумы состоится на следующей неделе, и в бюджетно-финансовой комиссии под председательством Михаила Вышегородцева уже начали корректировать проект столичного бюджета в соответствии с федеральным.
В этом году на процесс утверждения городского бюджета повлияет не только изменение параметров федерального бюджета. Из-за намеченных на середину декабря выборов в Мосгордуму депутаты, по мнению экспертов, станут менее "управляемыми" и более склонными к популистским жестам и увеличению социальных статей.
Не следует забывать и о том, что продолжается "наступление" Центра на регионы. В течение полутора лет Госдума периодически вводит в действие очередную главу Бюджетного или Налогового кодексов. И местные власти вынуждены немедленно перекраивать собственное законодательство, на ходу приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам. После того как весной депутаты высказали свои предложения по одному из основных источников дохода субъектов Федерации - ставке налога на прибыль, даже вице-премьер Алексей Кудрин засомневался в возможности наполнить региональную казну. Сейчас в бюджет субъекта Федерации от налога на прибыль поступит всего лишь 17,5% из 24%. Регионам приходится выкручиваться, и в Москве уже второй год бюджет планируется с незначительным дефицитом (доходная часть - 223 млрд. рублей, а расходная - 232,9 млрд. рублей). Дело в том, что новые заимствования, необходимые столице в том числе и для обслуживания своих внешних и внутренних долгов, согласно Бюджетному кодексу, можно делать лишь при наличии дефицита.
Осложнили мэрии процесс поиска доходов и суды: после решения Конституционного суда, признавшего неконституционным одновременное взимание налога с продаж и налога на добавленную стоимость, к 1 января 2002 г. Госдума должна будет внести соответствующие поправки, и теперь совершенно непонятно, сколько сможет принести в бюджет региона налог с продаж.
Но и уже сформулированные статьи бюджета, возможно, придется перерабатывать. Так, в проекте запланировано сохранить бюджетные целевые фонды, через которые финансируются московские органы самоуправления - районные управы. Проигранные мэрией в течение года судебные процессы буквально принудили столичные власти к внесению необходимых поправок в устав города и Закон "О районной управе". Хотя все необходимые "буквы закона" мэрия и Мосгордума выполнили, но вводиться местные бюджеты будут лишь с 2003 г. (весь следующий год будут отрабатываться необходимые механизмы). Так что "дух закона" не был реализован до конца, и оппоненты Лужкова вряд ли упустят возможность возобновить дискуссию вокруг неисполнения мэрией конституционных основ местного самоуправления, что в принципе может караться отстранением мэра от должности по указу президента. Впрочем, Михаил Вышегородцев считает, что через несколько лет Москва все равно придет к идее единого консолидированного бюджета, включающего как составные части бюджеты районных управ.
Возможно, потребуется дополнительная правка и для статей, обеспечивающих финансирование жилищно-коммунального хозяйства. В сентябре собираются запустить пилотный проект по 100% оплате в излюбленном экспериментальном полигоне мэрии - Зеленограде. Сейчас в городе выплачивают дотации на квартплату 13% населения (по Москве средняя цифра - 9%), а будут, по предварительным прогнозам, 35%. Так что статья по субсидиям зеленоградцам на ЖКХ потребует корректив. Средства будут выделены, в частности, и на создание системы инспекций, выплачивающих субсидии.
Из-за предвыборной кампании бюджет собираются принять как можно раньше, возможно, в середине ноября. Однако в мэрии, похоже, не слишком уверены в победе своего списка, и сейчас там готовится законопроект, согласно которому вносить поправки в бюджет может лишь мэр (депутатам Мосгордумы для этого потребуется согласование от возглавляемого Лужковым правительства Москвы). Но вряд ли эта точка зрения получит поддержку среди московских думцев.