Укрепляя структуру центральной власти, Кремль по вполне логичным и закономерным бюрократическим канонам продвигает в силовые структуры страны доверенных и ответственных руководителей из своей кадровой обоймы. Борис Грызлов возглавил МВД, а в прошлом генерал Службы внешней разведки (СВР) Сергей Иванов стал гражданским министром обороны. На очереди - реорганизация стратегической разведывательной системы России. Как стало известно, на днях Сергей Иванов принял решение о замене руководства шести из 12 структурных подразделений Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба ВС РФ на должностных лиц из "конкурирующей фирмы" - СВР.
С первых же дней нахождения на Арбатской площади Сергей Иванов продолжил практику своих предшественников. Начальник ГРУ генерал-полковник Валентин Корабельников каждый день по утрам знакомит министра обороны с ежедневной разведывательной сводкой по важнейшим регионам мира. Однако качество поставляемых материалов, видимо, далеко не всегда удовлетворяет Иванова, который сам является одним из крупнейших российских аналитиков в области разведки и контрразведки. Вполне понятно, что главе Минобороны хотелось бы видеть руководителем военной разведки человека, общающегося с ним на одном профессиональном языке. Вопрос отставки Валентина Корабельникова с поста начальника ГРУ муссируется с апреля с.г. Ее планировалось осуществить, как представляется, одновременно с приходом нового начальника Генерального штаба. Однако исходя из тактических соображений в тот период из-за нежелания провоцировать консолидацию и сплочение недовольного генералитета вокруг Анатолия Квашнина, вероятно, сочли преждевременным объявлять о дальнейших кадровых перестановках. Именно в этой связи находившийся тогда в Минске министр обороны РФ сделал заявление о том, что отставка Квашнина, а также ряда других военачальников якобы не планируется.
Подобное развитие событий способно вызвать в ГРУ и Минобороны неоднозначную реакцию. С одной стороны, приход на ключевые посты с появлением нового министра его собственной "команды" дело прогнозируемое, но в то же время известно, что "варяги" никогда не пользовались в такого рода ведомствах популярностью. Наиболее болезненно при этом ветеранами Генштаба было воспринято назначение руководителем радиоэлектронной разведки ГРУ, контролирующей специальные объекты на Кубе, во Вьетнаме и некоторых других странах, генерала СВР, никогда не имевшей в своей структуре аналогичных подразделений.
Наблюдатели сошлись во мнении, что замена начальников основных подразделений ГРУ - не что иное, как подготовка к увольнению начальника Главного разведывательного управления Валентина Корабельникова и назначению главой ГРУ одного из коллег Сергея Иванова по СВР.
Министр обороны России Сергей Иванов намерен уделить первостепенное внимание наращиванию агентурного, технического и аналитического потенциала подведомственного ему Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ. Планируется превратить СВР в ведущую российскую спецслужбу, которая поглотит все другие - ГРУ, ФАПСИ - и превзойдет их по оперативности, точности, полноте, актуальности и достоверности добываемой информации.
Наиболее вероятный кандидат на пост начальника ГРУ Генштаба - заместитель секретаря Совета безопасности РФ 50-летний генерал-лейтенант Олег Чернов. Генерал проработал в органах 22 года (1975-1997 гг.), а затем перешел в аппарат Совета безопасности. Заместителем секретаря Совбеза бывший сотрудник СВР Олег Чернов стал в январе 1999 г. и, курируя в этом качестве вопросы международной безопасности, хорошо сработался с двумя непосредственными начальниками - сначала с Владимиром Путиным, а затем Сергеем Ивановым.
Помимо Олега Чернова на пост руководителя этой структуры рассматриваются еще четыре кандидатуры. Не исключается, что на должность руководителя ГРУ может быть назначен один из действующих генералов СВР России. Однако специалисты считают, что даже если место Корабельникова вдруг займет выходец из системы ГРУ, в любом случае неизбежен массовый приход туда большой группы офицеров СВР среднего звена, которые в перспективе возглавят ключевые управления центрального аппарата военной разведки.
Обращает на себя внимание тот факт, что перестройка в системе ГРУ начата с ключевых подразделений, каковыми являются Главное управление, Управление кадров и Оргмобуправление, то есть вокзал, почта, телеграф, которые большевики учат захватывать в первую очередь. Приход Чернова на пост руководителя ГРУ, по всей вероятности, будет означать возвращение к схеме, существовавшей в годы правления генералиссимуса Иосифа Сталина, когда военная разведка была фактически под контролем органов госбезопасности.
У ветеранов ГРУ подобное развитие событий едва ли вызовет восторг. СВР и ГРУ традиционно жестко конкурируют и даже ведут неявную борьбу между собой. Правда, следует отметить, что на протяжении последних лет СВР и ГРУ работали согласованно, заключив негласный "пакт о сотрудничестве". В рамках этого пакта обе структуры, в частности, старались ослабить влияние руководства МВД и ФСБ на высшее политическое руководство страны.
Традиционным соперником ГРУ в сфере агентурной разведки выступает СВР, а в области электронной разведки - ФАПСИ. Преимущество ГРУ заключается в том, что эта спецслужба является единственным отечественным ведомством, ведущим космическую разведку с использованием орбитальной группировки искусственных спутников Земли. Еще одним преимуществом ГРУ до настоящего времени был тот факт, что ведомство военной разведки оставалось единственной российской спецслужбой, структура которой не изменялась с советских времен.
В настоящее время центральный аппарат ГРУ, а также зарубежные резидентуры, на 100% укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию, но и они, как, впрочем, и разведчики всех времен и народов, в своей деятельности больше всего опасаются трех "Р" - Расшифровки, Разоблачения и Реорганизации. Вот те факторы, которые рождают в сознании разведчика атмосферу неуверенности и страха. Ликвидация ГРУ как самостоятельной системы неминуемо влечет новые провалы в работе.
И еще один аспект, который явно не учитывается: начальниками структур спецслужб не назначались "серые" личности, которые не переносят "ярких" индивидуальностей. Руководитель должен обладать непререкаемым авторитетом среди подчиненных ему профессионалов.
Методы работы политической (это сфера СВР) и военной (сфера ГРУ) разведок принципиально отличны по своему содержанию так же, как боевая ситуация, в которой присутствует постоянный риск для жизни разведчика, отличается от дипломатического приема, на котором оперработники политической разведки работают с доверительными связями. Это накладывает определенный отпечаток на отношения между профессионалами разных ведомств. Типичным является тот факт, что практически во всех странах мира сотрудники военной разведки с трудом находят общий язык со своими коллегами из политической спецслужбы.
По мнению многих специалистов, приход в ГРУ людей СВР, офицеров разведки с иной подготовкой, может способствовать возникновению сумятицы в рядах военных разведчиков и повлечет за собой негативные последствия.
Можно предположить, что после реорганизации в ГРУ начнется отток кадров в гражданские структуры, поскольку военные профессионалы не захотят работать под руководством самозваных гражданских чиновников, а СВР потеряет ряд профессионалов, которых направляют на повышение в ГРУ. Состязание двух крупных разведструктур завершается. Президент, выходец из СВР, как всегда, сделал ставку на своих людей.
(Подробнее см. ближайший выпуск "НВО").