ПРЕЗИДЕНТ решил: России надо вступить в ВТО. Премьер утвердил план приведения законодательства в соответствие с нормами этой организации. Дума осенью собирается рассмотреть Таможенный и Налоговый кодексы в новой редакции, ряд законов, к примеру, "О лицензировании экспорта и импорта товаров", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах и импорте товаров". Переговорщики рапортуют о том, что они во время долгих и трудных бесед стремятся выторговать максимальное сохранение объемов внутреннего рынка. В общем, работа кипит.
Никто и не спорит, что вступать в ВТО надо. Иначе Россия просто останется за бортом мировой экономики. Но есть два вопроса, на которые, похоже, пока никто не знает точных ответов.
Первый - на каких условиях мы собираемся вступать в ВТО?
По-моему, некоторые российские чиновники путают ВТО с МВФ 90-х годов. Говорят о некой политической поддержке, которую якобы собираются оказать нашей стране при вступлении во Всемирную торговую организацию. Ссылаются на соответствующие заявления своих западных коллег.
На самом деле никакой политической поддержки в виде поблажек нет и не будет. ВТО - организация сугубо экономическая. В отличие от МВФ, кредиты которой привыкли рассматривать именно как политическую подпитку. "Мы поддерживаем реформы в России", - говорили на Западе. И могли подкрепить эту фразу небольшим долларовым траншем. А могли, как это было начиная с сентября 1998 г., денег и не дать. Хотя реформы в России на словах продолжали поддерживать.
И ВТО, если кому-то этого очень хочется, надо рассматривать как МВФ "постдефолтового" периода: приветствие реформам - пожалуйста, материальное поощрение за их проведение - это уже лишнее. Поддержка России при вступлении в ВТО отнюдь не означает, что нам немедленно предоставят некие особые условия.
Надо привыкнуть к мысли, что вступать во Всемирную торговую организацию мы будем на стандартных условиях, как это уже сделали более 140 стран. Когда во время своего визита министр финансов США Пол О"Нил и министр торговли Дон Эванс говорили о поддержке России при вступлении в ВТО, они имели в виду традиционные нормы этой организации. У нас же по аналогии с МВФ из подобных фраз делают вывод о том, что России предоставят льготы. Мы просто не понимаем или не хотим понимать прозрачных намеков Запада на то, что вступление в ВТО к политике не имеет никакого отношения. Это дело сугубо экономическое, а иногда даже бюрократическое. А мы из-за непонимания даже обижаемся на тех, с кем ведем переговоры. Стоит только вспомнить Женеву. России предложили согласовать изменения в законах, а наши переговорщики взяли и ушли, видимо, расценив это как вмешательство во внутренние дела страны.
Или же взять сельское хозяйство. По стандартным нормам ВТО Россия должна предоставить базовый отчет об уровне господдержки сельского хозяйства за три года. А мы пытаемся объяснить, что у нас три года назад случился дефолт и из-за него мы просто не могли ни в 1998-м, ни в 1999 г. вкладываться в сельское хозяйство. Но ведь это никого не волнует. Раз решили вступить в ВТО, извольте соответствовать. И ничего унизительного для России в этом нет. Ну не будет особых условий - пытайся не пытайся их выторговать.
Второй вопрос - свифтовский. Когда?
Звучат разные заявления, когда мы сможем присоединиться к ВТО. То называют 2003 г., то 2002-й. Как будто пытаются выполнить пятилетку за три года. Но те же требования к сельскому хозяйству, воспринимаемые нашими переговорщиками буквально как оскорбление, оттягивают счастливый момент вступления в ВТО как минимум до начала 2004 г.
Огромный законодательный массив можно попытаться привести в соответствие с нормами ВТО в кратчайшие сроки. И, как я говорил, Дума займется этим уже осенью. Работа предстоит огромная. Достаточно взять только один пример, не вдаваясь во все сложности с унификацией таможенных пошлин, - стандартизацию. Ее предстоит привести в соответствие с международными нормами. Самый простой и совершенно условный пример. Скажем, захотели в Россию завезти пиво. Ввозные пошлины приведены в соответствие с нормами ВТО, есть коммерческая фирма, готовая закупить пиво. Но по нашим стандартам (условно говоря) бутылка должна быть объемом 0,75 литра, а по западным - 0,5. Импорт не пойдет. Казалось бы, защитим отечественного производителя. Но когда изменим законы, такой номер не пройдет.
Но даже работа с законодательством - не самое главное в нынешних условиях. К вступлению в ВТО надо готовить собственную экономику, бизнес-сообщество. Нам говорят: экспорт будет получать каждый год дополнительные 18, 5 млрд. долл., тогда как сейчас он теряет 2,5. Допустим, хотя никто мне этого еще не доказал. Но кто получит эти деньги? А как быть с национальным производством? Подавит его импорт или нет? Как будут выживать банки в России, вступившей в ВТО, страховой сервис? Как государство собирается защищать своих? И собирается ли вообще это делать?
Никто ничего не объясняет. Хотя субъекты экономики должны знать, что их ждет после вступления России в ВТО для того, чтобы подготовиться к новым условиям, получить представление, как видоизменить свой бизнес, чтобы выжить. Бизнес вправе рассчитывать на серьезные, экономически обоснованные объяснения со стороны государства.
Я уже не говорю о наших партнерах по СНГ. Как быть с ними? Мы вступим в ВТО, но ведь у нас есть экономические обязательства и перед странами Содружества. Как быть с нашей Таможенной пятеркой? Как быть с Белоруссией? На эти вопросы, по-моему, никто и не пытался отвечать.
После Женевы - перед новым раундом переговоров по вступлению России в ВТО - не надо брать повышенные "соцобязательства", не надо бить рекорды. Пора поостыть. Нужно спокойно работать, приводя в соответствие нашу экономику со стандартами Всемирной торговой организации. А заодно попытаться осмыслить все последствия, которые нас ждут при вступлении в ВТО. И подумать о реальных сроках, когда мы действительно будем готовы присоединиться к мировой экономике.