В САМОЕ ближайшее время список российских олигархов вполне может пополнить Русская Православная Церковь, повторно обратившаяся к исполнительной власти с предложением о фактической реституции церковного имущества.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил вернуть РПЦ часть тех земель, которыми она владела до революции. Он пояснил, что не ставит "вопрос о возвращении всех монастырских земель", "но земли, которые монастырь может обрабатывать и которые необходимы для его жизнедеятельности, надо возвращать". Обнародование позиции Патриарха удачно совпало с проведенным президентом РФ вояжем по культовым местам российского Севера (Путин посетил Соловки, Кижи и Валаам).
Еще год назад архиерейский собор РПЦ обратился к Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс возвращения Церкви ее имущества. Участники собора впервые открыто предлагали передать церкви храмы, приходские помещения для воскресных школ и библиотек, монастыри и земли вокруг них, "беззаконно изъятые в годы лихолетья" ценные предметы искусства. Причем в обращении говорилось, что "проблемы нынешних пользователей не могут становиться непреодолимым препятствием к возвращению церковной собственности". По некоторым данным, это послание было написано под давлением консервативных православных иерархов, поскольку до сих пор позиция Алексия II в проблемах собственности была более чем осторожной. Следует отметить, что у православных иерархов вообще весьма интересное понимание экономики: в принятых на соборе "Основах социальной концепции" пожертвования верующих (которые и составляют основу имущества религиозных организаций) декларируются как "особый случай экономических и социальных отношений", на который "не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение".
В ответ правительство в июле 2001 г. утвердило новый (и неудобный для РПЦ) порядок передачи имущества религиозным организациям. Церковь должна будет получить недвижимое имущество - "здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками", а также предметы, предназначенные для богослужения. Кроме того, РПЦ получает собственность всего лишь как безвозмездный пользователь, а это лишает Церковь возможности свободно продавать или сдавать в аренду без санкции собственника-государства. Пользоваться музейными коллекциями РПЦ сможет совместно с музеями, правда, на условиях договоров, которые утверждаются Минкультуры.
Мотивы действий правительства вполне можно понять. Московскому Патриархату за последние годы было возвращено немало: в 1988 г. в управлении РПЦ находился 21 монастырь, сейчас же их уже 545. По некоторым данным, Церковь далеко не всегда может "освоить" переданное ей имущество: в Ярославской области РПЦ было передано 280 храмов, а 340 пришлось оставить в собственности государства, поскольку средств на восстановление и функционирование у нее не было. А вопрос о праве собственности на национальные культурные ценности так до конца и не урегулирован законодательно, поэтому вокруг почти каждой иконы то и дело вспыхивают страсти.
Закона о денационализации незаконно экспроприированного государством имущества в России нет. В начале 90-х годов многие демократические политики, ориентируясь на Словакию и Чехию, предлагали пересмотреть вопрос о праве государства на собственность, конфискованную большевиками. Тогда от этой идеи отказались во многом из-за срока давности.
Вряд ли случайным совпадением можно считать тот факт, что заявление главы РПЦ прозвучало как раз в тот момент, когда в Госдуме в спешном порядке к третьему чтению готовится Земельный кодекс. Сразу же после него будет внесен закон об обороте сельхозземель, и, вероятно, поэтому Патриарх подчеркнул, что "сегодня многие монастыри Русской Православной Церкви вновь показывают, как нужно работать на земле". Этот закон еще даже не разработан, но его будущим авторам все же придется учитывать уже озвученную позицию Патриарха.