В июле 1990 года Борис Ельцин положил свой партбилет. Сегодня Владимиру Путину предлагают его взять.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ избирательная комиссия готовит поправки в закон о выборах президента России, которые будут внесены в Государственную Думу, возможно, уже в ноябре этого года. Целью изменений в документ, регламентирующий избрание первого лица государства, является приведение его в соответствие с законом о политических партиях.
Помимо внесения чисто редакционных поправок, которые должны подправить все избирательное законодательство из-за принятия закона о партиях, в ЦИК сейчас размышляют, насколько целесообразно радикально менять закон о выборах президента. Любопытно, что еще совсем недавно желание многих серьезно ужесточить документ было довольно сильно. В одном из интервью "НГ" Александр Вешняков заявил, что, возможно, ЦИК разработает поправку, согласно которой кандидата в президенты смогут выдвигать только политические партии. Сейчас же эта привилегия доступна и простым избирателям: достаточно собрать инициативную группу, желательно из числа уважаемых и авторитетных в обществе персон, как это происходило, например, с выдвижением Владимира Путина - тогда в "группу поддержки" записались немало губернаторов, деятелей искусства и культуры, - а затем без труда собрать подписи потенциального электората на всей территории России.
Увлекшись "переложением" мирового опыта на российскую политическую реальность, ЦИК действительно собирается внести такую поправку. Правда, в беседе с корреспондентом "НГ" глава Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков признал, что говорить о серьезном ужесточении выдвижения кандидатур на пост президента пока рано - поправки находятся в стадии разработки. По его словам, возможность выдвижения от избирателей, вероятно, останется, однако политическим партиям в этом смысле "будут даны преимущества". О каких именно преимуществах идет речь, Вешняков говорить не стал.
Однако очевидно, что ЦИК еще сто раз подумает, перед тем как решить, какой же вариант поправки к закону о выборах президента предлагать Путину для внесения в Государственную Думу. Ведь если политпартии еще можно культивировать по западному образцу, то "особенности" российского президентства вряд ли позволят Центризбиркому торопиться с подобного рода радикальными изменениями, которые в случае принятия начали бы действовать уже на следующих выборах главы государства. Хотя бы потому, что в ЦИК не сомневаются, что следующим президентом России будет Владимир Путин. В случае принятия поправки Владимиру Путину срочно придется выбирать политическую партию, от которой он мог бы быть выдвинут кандидатом в президенты. В этом смысле американский опыт, когда будущий президент проходит все стадии партийной лестницы, к России вряд ли применим.
Одно дело, когда Путин перед думскими выборами 1999 г. спешно признается в своих пристрастиях (как гражданин) к "Единству". И совсем другое - перед собственными выборами в 2004 г. вступает в партию. Ведь сейчас президент старается дистанцироваться от какой-либо политпартии (даже от "Единства").
Да и если поправка будет принята, выбор, к кому примкнуть, у президента не так широк. И хотя более или менее серьезных организаций (в смысле количества набираемых ими голосов избирателей) в России гораздо больше, чем во многих странах мира, достаточно представить Путина "выдвиженцем" от каждой из них, чтобы понять, что на сегодняшний день это просто невозможно.
Просто комично выглядело бы выдвижение Владимира Путина от КПРФ, ЛДПР, "Отечества" или "ЯБЛОКА". Хотя, конечно, ничего невозможного нет, и две последние структуры, видимо, пошли бы на любые условия, лишь бы видеть Путина в роли своего кандидата в президенты.
Более или менее реальных вариантов у нынешнего главы государства всего два - нынешняя "партия власти" "Единство" и близкий по настроениям и идеологии "Союз правых сил". Разумеется, и эти и другие дрались бы за Путина на смерть. Ведь Путин - кандидат в президенты, выдвинутый от какой-либо структуры, автоматически будет ассоциироваться у избирателя с лозунгами этой партии, идеологией, в общем, станет хорошей "торговой маркой".
"Единство", несмотря на его весьма успешное развитие (которое порой заставляет усомниться в том, что оно повторит судьбу прежних "партий власти"), на эту роль тем не менее не годится. Хотя бы из-за истории с ее весьма "неестественным" возникновением и намертво приклеенным ярлыком "аморфной" структуры без идеологии, от которого "Единству" придется избавляться не один год.
То же самое и с "Союзом правых сил". Можно вспомнить претензии к Владимиру Путину, которые к нему предъявлял СПС в течение последнего времени. А также зафиксированную во всех официальных документах партии Немцова "конструктивную оппозицию власти". Если бы Путин был выдвинут от СПС, это фактически означало бы признание претензий "Союза правых сил" и его обещание "исправиться". Представить такое просто невозможно.
Но самое смешное, что президент, становясь членом партии, фактически подпадает под начальство ее лидера. Ведь глава государства, одновременно являющийся лидером партии, - это нонсенс. И подчинение партийной дисциплине в этом случае Владимиру Путину (или любому другому кандидату) обеспечено. Получается, что у Путина появится партийный начальник: или Борис Немцов, или Сергей Шойгу. Представить, что либо тот, либо другой что-то настоятельно рекомендуют от имени партии Владимиру Владимировичу просто невозможно.
Поэтому ожидать, что ЦИК в числе требований к кандидату в президенты скоро введет и партийную принадлежность, сейчас довольно трудно. По крайней мере до того момента, когда российские партии естественным образом "дорастут" до своих зарубежных коллег и смогут предлагать избирателю в качестве потенциального главы государства человека, который реально смог бы претендовать на победу. Но, судя по результатам последних президентских выборов, произойдет это еще не скоро.