БЮРОКРАТИЯ может погубить любые реформы, даже те, которые направлены против нее самой. Затеянная Кремлем реформа госслужбы - не исключение. Как уже писала "НГ", разработка идеологии по борьбе с аппаратной неэффективностью, которой занимался первый заместитель главы президентской администрации Дмитрий Медведев, завершилась. Наполнять теорию практическими рекомендациями предстоит правительству - так распорядился глава государства.
Как скоро реформа госслужбы дойдет до каждого конкретного чиновника, сейчас сказать не берется никто. Как гласит закон Паркинсона, работа заполняет все отведенное на нее время. А в соответствующем распоряжении президента ни о каких конкретных сроках речи не идет. Есть лишь устное пожелание администрации главы государства: "Определенные результаты мы надеемся получить к концу года". Но на практике это пожелание может не значить ничего.
Проблема номер два - деньги. Если верить тому же Паркинсону, расходы всегда стремятся сравняться с доходами, а в бюджете и то и другое ограничено. И если уж правительство решит проявить щедрость, то не себе в убыток. Созданный в Кремле образ высокооплачиваемого и уважаемого чиновника греет душу каждому госслужащему, так же как и качественное улучшение "пакета социальных благ". Разработчики реформы считают, что неплохо было бы платить федеральным министрам 5 тыс. долл. в месяц - это помогло бы решить проблему коррупции. Для сравнения: сейчас они получают всего около 400 долл.
Однако куда меньше порадует чиновников идея сокращения госаппарата. Как это сделать, пока не знают и в Кремле. Один из вариантов - поделить всех госслужащих на "политиков", "чиновников" и технический персонал. "Политики" - это министры, которые назначаются и отстраняются премьером. "Чиновников" (начиная с уровня замминистра) предлагается перевести на систему служебных контрактов, которые должны защитить хороших специалистов от политической конъюнктуры. Техперсонал должен жить по Трудовому кодексу. Однако, кто именно будет заниматься сокращением кадров, остается непонятным. В любом случае сомнительно, что на это "найдут время" сами чиновники. В конце концов количество заместителей - это тоже показатель аппаратного роста.
Реальную возможность сократить госаппарат могло бы дать введение квалификационных экзаменов для госслужащих. Но опять же непонятно, во-первых, кто именно их будет проводить, а во-вторых, где взять квалифицированных специалистов. Кадровый резерв, о котором говорят уже несколько лет, так и не создан.
И уж совсем непопулярной у чиновников должна оказаться идея повышения прозрачности и открытости бюрократической системы. Например, разработчики реформы предлагают написать устав, который определял бы регламент работы чиновников с документацией граждан. Проще говоря, сколько дней и на каком столе должны лежать соответствующие обращения. Так что бороться с законами Паркинсона Кремлю будет сложновато. К тому же не стоит забывать и о другом "законодателе" - Мэрфи: "Все сложнее, чем кажется. Все тянется дольше, чем можно ожидать. Все оказывается дороже, чем планировалось".