Бедствующим российским судьям рвутся помогать не только реформаторы, но и жадные западные кредиторы.
РАЗБАЗАРИВАНИЕ кредитов, выданных России международными финансовыми организациями, давно стало одним из любимых видов национального спорта среди чиновничества. Вплоть до 1997 г. программы внешних заимствований правительство даже не представляло на утверждение Госдуме и практически самостоятельно занимало, расходовало и контролировало выделение средств.
По весьма любопытной схеме расходуется и заем Всемирного банка на сумму 58 млн. долл. на правовую реформу, выданный еще в 1996 г. Впрочем, по странному совпадению судьба почти всех займов, полученных от Всемирного банка, оказалась плачевной. В 1996-1997 гг. Россия получила от Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР) два "угольных" займа, причем около 500 млн. долл., по оценке аудиторов из Coopers&Lybrand, исчезли практически бесследно. А финансирование реализуемых при участии ФКЦБ проектов по развитию фондового рынка (89 млн. долл.) и по поддержке процесса приватизации (31 млн. долл.) ВБ пришлось приостанавливать из-за обвинений в злоупотреблении двух советников ФКЦБ Джонатана Хея и Андрея Шлейфера. Попытки же ужесточить контроль за расходованием средств приводят, как правило, к невостребованности кредитов. Причем когда средства поступали в Россию, только треть из них уходила на различные проекты, остальные деньги тратились на содержание структур-подрядчиков (так называемых исполнителей) или же исчезали бесследно.
Займ на правовую реформу предполагалось потратить на формирование нормативной базы для рыночной экономики. Хотя первая концепция судебно-правовой реформы была разработана российскими юристами без помощи международных организаций еще в 1991 г. и к середине 90-х была частично осуществлена. Деньги должны были пойти на разработку федерального законодательства, классификацию и распространение правовой информации, юридическое образование и воспитание, судебную реформу и альтернативное урегулирование споров, институциональное развитие правовой сферы.
Исполнителем проекта стал некоммерческий Российский фонд правовых реформ (РФПР), который одно время возглавлял бывший глава государственно-правового управления кремлевской администрации Руслан Орехов, а ныне - Павел Лаптев, представляющий Россию в Европейском суде по правам человека. Проект предполагалось реализовать в течение четырех лет, причем только на управление займом должно было пойти 6 млн. долларов (средства из займа плюс грант Японии на 2 млн. долл.). Освоение средств через РФПР шло туго, поскольку многие проекты фонда просто не проходили экспертизу банка. До сих пор неистраченными остаются чуть более 32 млн. долл., и, по данным "НГ", РФПР обратился к руководству банка с предложением продлить срок реализации займа. И хотя представителей судебной системы (особенно судебного департамента, курирующего материально-техническое обеспечение судов) РФПР неоднократно привлекал в качестве экспертов, из уже потраченных 15 млн. долл. в бюджет третьей власти не поступило ничего. При этом только на исследование потребностей судебного департамента в компьютерной технике РФПР в текущем году было потрачено около 140 тыс. долл. Два года назад судебный департамент даже требовал от тогдашнего премьер-министра Сергея Степашина привлечь судей к реформированию РФПР.
Однако фонд от притязаний третьей власти успешно отбился при поддержке Минфина и Минюста. Дело в том, что оба ведомства являются учредителями РФПР и к тому же Минфин является основным контролером расходования государственных заемных средств, так что вряд ли заинтересован в привлечении посторонних к процессу дележки.
В течение нынешнего года РФПР в рамках поддержки судебной реформы планирует провести кампанию по просвещению общественности через российские СМИ. Одним из ее основных компонентов стала организация тендера (его результаты должны быть объявлены до конца августа) между шестью различными компаниями на получение гранта на сумму около полутора миллионов долларов. Только один из участников прошедшего тендера - российская компания, и в неофициальных беседах большинство экспертов, оценивающих проект, считают, что победителем скорее всего станет французская компания, уже выигравшая первый этап конкурса. Достаточно бегло пролистать списки ее экспертов, чтобы понять, что громадное большинство будущих сотрудников - это иностранцы, причем лишь руководители проекта владеют русским языком. Правда, внутренние документы этой французской компании сообщают, что к реализации проекта будут привлечены и российские журналисты, в том числе и известный телеведущий Владимир Познер. Средства планируется потратить на сбор информации, несколько семинаров для руководителей пресс-служб областных судов в регионах и разработку пилотных проектов в области информационных услуг. То есть вместо расширения доступа граждан к правосудию на деньги ВБ фактически проводится пиаровская акция по косметическому ремонту имиджа российской судебной системы. Причем концепция информационного обеспечения судов уже разработана самостоятельно и бесплатно Советом судей (общественный орган самоуправления при Верховном суде), и председатель Федерального арбитражного суда Московского округа Людмила Майкова, курирующая этот процесс, подтвердила, что осенью эта концепция будет представлена прессе.
Выплачивать заем ВБ в 58 млн. долл. России предстоит в течение семнадцати лет, причем пятилетняя отсрочка основных платежей заканчивается уже в этом году. Конечно, по сравнению с намеченными в новом проекте бюджета на 2002 г. выплатами по долгам на сумму 14 млрд. долл. "размазанные" на несколько поколений деньги на правовую реформу не выглядят слишком уж большими. Однако совершенно ясно, что имидж судебной власти никакие вливания не исправят до тех пор, пока судьи живут на нищенскую зарплату, работают в разваливающихся от старости зданиях, а рядовые граждане сначала месяцами ждут суда, а потом неделями - возможности получить судебное решение на руки.