-ВЛАДИСЛАВ МАТУСОВИЧ, какие приоритеты наметила себе фракция на осеннюю сессию?
- Осень предстоит не менее горячая и интересная, чем весна. У нас есть несколько приоритетных блоков: третья и четвертая части Гражданского кодекса, судебная реформа, Земельный кодекс и продолжение налоговой реформы.
Я считаю, что судебная реформа не менее важна, чем налоговая. Ведь ее проведение - залог построения нормального гражданского общества и инвестиционно привлекательного государства.
Возможно, что нужно создавать единый следственный комитет, хотя это затрагивает интересы очень многих ведомств. Насколько я знаю, силовики - в основном МВД и ФСБ - эту идею поддерживают, а Генпрокуратура - нет.
- Вы хотите сказать, что Генпрокуратура тормозит создание гражданского общества?
- Я не стал бы называть Генпрокуратуру неким очагом консерватизма в проведении судебной реформы. Дума, как говорится, будет следить за ситуацией. С моей точки зрения, нижняя палата парламента в минимальной степени должна заниматься написанием собственных законов. Законы должно разрабатывать и вносить правительство, а Дума - их править.
Я как зампред комитета по бюджету и налогам готовлю сейчас с коллегами несколько законопроектов. Один по налогам. Все знают, что существующий налог на добавленную стоимость (НДС) 20% - хорошо собираемый налог. Но у нас существует масса льгот. К тому же получается, что льготы не доходят до тех, кому они предназначены. Возьмите пресловутый пример с налогом на прибыль для инвалидов. Много ли инвалиды получили этих льгот? Масса денег уходит "налево". Сколько объявлений в интернете, предлагающих вступить в общество инвалидов и тем самым освободиться от налогов! Это же по сути дела "крышевание", а где "крышевание" - там стрельба. Или возьмите полиграфию - масса льгот. А на фоне этого - сплошные убийства!
Мы собираемся сократить НДС примерно до 15% и полностью отменить все льготы по этому налогу. Борьба со льготами приведет к уменьшению стрельбы и нормальному функционированию экономики. Противников у наших инициатив, полагаю, будет много. И в первую очередь это коммунисты. Их дежурный аргумент уже наготове: если отменить льготы, все умрут.
Вторая инициатива, которую мы выдвинули совместно с лидером фракции "Единство" Владимиром Пехтиным, заключается в том, что мы будем пытаться изменить срок исковой давности по приватизационным сделкам. Передел собственности недопустим,а большинство актов приватизации - в силу несовершенства законов - проходило с нарушениями. Поэтому всегда есть возможность перераспределить собственность через суд. К чему это приводит? К снижению инвестиционной привлекательности страны в целом. Мы попытаемся срок давности по инвестиционным сделкам сократить на 3 года.
Третий закон - о моратории на изменение налогов. Задержка в его принятии была связана с тем, что у нас еще не утверждена ставка налога на прибыль - идет завершение работы над налоговым законодательством. После этого можно будет принять закон о моратории не менее чем на 5 лет.
- Весной вы вносили поправку, касающуюся повышения качества российской нефти. Если бы она была принята, то таким компаниям, как "Башнефть" или "Татнефть", добывающим высокосернистую нефть, доступ к трубе оказался бы закрытым.
- Меня не интересовала проблема "Татнефти" или "Башнефти". Нефть марки Юралс - это смесь высококачественной и низкокачественной нефти. За счет смешивания, по приблизительным оценкам, бюджет ежегодно теряет до 3 миллиардов долларов. Поправка к закону должна была способствовать повышению качества российской нефти, подаваемой по системе "Транснефти" на экспорт. Нефть "Татнефти" и "Башнефти" следовало бы перерабатывать на НПЗ в Лисичанске или Кременчуге, а нефтепродукты использовать для внутреннего потребления. Правительству было бы выгоднее выплачивать компенсацию тому же Татарстану и Башкортостану.
- Почему поправка была отклонена депутатами?
- Депутаты приняли ее. Но после этого выступил Герман Греф, который сказал, что идеологически правительство согласно с ней, но очень просит не принимать эту поправку. Я думаю, что это было завязано на прохождение "Налога на недра" через Совет Федерации. Осенью мы обязательно вернемся к этому вопросу в законе о трубопроводном транспорте, и я надеюсь, что тогда эта поправка будет принята.
- Линия государства на приватизацию нефтяной собственности сейчас изменилась. Правительство, наоборот, предпринимает попытки укрупнения госкомпаний. Как вы к этому относитесь?
- Я скептически отношусь к управлению нефтяной собственностью государством. Рождаются разные идеи. Я даже слышал, что существует очень смешной проект создания военной нефтяной компании. Что туда войдет - чеченская нефть или что-то еще, я не знаю, но считаю, что государство управляет собственностью не лучшим образом.
- Как принятая в третьем чтении 26-я глава НК "Налог на добычу полезных ископаемых" повлияет на корпоративную политику нефтяных компаний?
- Они будут платить больше налогов. Эффективная ставка налога колеблется в районе от 14 до 16%. После принятия этой главы ставка составит где-то 19%. По примерным расчетам, бюджет в следующем году получит дополнительно 10 миллиардов рублей.
- Оборот нефтяной отрасли в два раза превышает годовой бюджет страны. 10 миллиардов рублей допдоходов от "нефтянки" - не мало ли?
- Начнем с этого. А в следующем году посмотрим, что можно еще сделать.
- Ставка налога будет равной для всех компаний?
- Компании действительно находятся в разных условиях, у всех разные месторождения. У некоторых компаний месторождения с обводненностью до 90%. Себестоимость добычи разная. Поэтому при рассмотрении закона звучали предложения найти индивидуальный критерий расчета. Но, как вы знаете, в России любое введение критерия приведет к тому, что компании с малой обводненностью через некоторое время станут компаниями с обводненностью 90%. Пока мы не смогли придумать способ для справедливых расчетов.