НЕДАВНЕЕ заявление главы МВД России Бориса Грызлова о прекращении деятельности РУБОПов породило множество слухов об очередных структурных изменениях в МВД. Говорили о милицейских руководителях из глубинки, которые возглавят ключевые посты в министерстве, о неких новых методах борьбы с оргпреступностью, о растущей разобщенности в работе существующих оперативных служб. Видимо, эти слухи и пытались развеять руководители МВД, собравшие вчера журналистов на специальный брифинг.
Ровно в 11.00 к журналистам, собравшимся в офисе МВД на Житной, обратился замминистра генерал-полковник Иван Голубев: "Прошу потерпеть минут тридцать - вопрос емкий, большой". В течение всего этого времени генерал буквально сыпал (почти не заглядывая в подготовленные документы) выкладками о процентном соотношении раскрытых преступлений и нераскрытых, сопоставлением нынешних показателей с прошлогодними. Криминальную обстановку в стране Голубев охарактеризовал как "достаточно сложную" и неожиданно заявил, что это вызвано тем, что... население "неположительно оценивает деятельность милиции". И чтобы справиться с этим, необходимо ужесточить систему регистрации преступлений и оценивать деятельность правоохранительных органов (новшество вводится в действие с первого января 2002 года) "с учетом мнения населения".
Все эти лозунги трудно назвать реформами: с подобных заявлений начиналась карьера всех глав МВД последних 5 лет. О действительно серьезных изменениях в МВД участники встречи говорили почему-то вскользь. Так, по словам Ивана Голубева, грядущие структурные изменения главного силового министерства страны "нацелены на сохранение целостности системы МВД". Но заметной угрозы этой целостности нет: до сих пор подобная ситуация складывалась только с РУБОПами и с их ликвидацией проблема должна была отпасть сама собой. К тому же и РУБОПы ликвидированы не будут: Голубев первым из руководителей МВД заявил, что эта служба "трансформируется в оперативно-разыскные бюро (ОРБ), действующее на территории федерального округа".
Фактическое переподчинение борцов с оргпреступностью полпредам президента может означать только одно: укрепляется структура не МВД, а федеральной власти. Обладающим самыми широкими полномочиями и самой широкой агентурной сетью ОРБ в такой ситуации может быть отведена роль опричников. В этой связи весьма примечательно заявление нынешнего начальника ГУБОП МВД РФ генерал-лейтенанта Александра Овчинникова: "Для нас не секрет, что подразделения на местах вместо "адресной" работы по криминальным авторитетам зачастую занимались разработкой группировок, которые с натяжкой можно назвать организованными. Мы пойдем от лидеров преступных сообществ". Нетрудно догадаться, какого рода "материалы" на провинциальных руководителей можно будет собрать с помощью таких "разработок". Тем более если в рядах борцов с оргпреступностью будет проведена большая чистка, на которую весьма прозрачно намекнул генерал Овчинников: "Мы не допустим оставления в ОРБ сотрудников, дискредитировавших структуру".