КАК ПРАВИЛО, любые реформаторские нововведения, проходя через многочисленные инстанции исполнительной и законодательной власти, вместе с положительными визами от различных ведомств сначала теряют свой новаторский характер, а потом и вовсе могут застрять в недрах бюрократического аппарата.
Не стала в этом смысле исключением и судебно-правовая реформа. И хотя до конца года Думе предстоит рассмотреть еще около 10 законопроектов из кремлевского пакета, появилась необходимость вернуться к уже действующим законам. В первую очередь это касается нормативных актов, регулирующих систему мировых судов. В компетенцию мировых судей вошло рассмотрение семейных, трудовых и некоторых имущественных споров, а также уголовные дела о преступлениях, предусматривающих наказание до двух лет лишения свободы. Мировые суды должны были взять на себя 20% уголовных и 40-60% гражданских дел.
Еще с момента принятия закона (с декабря 1998 г.) введение мировой юстиции затормозилось из-за отсутствия средств. Поэтому и решили частично переложить бремя финансирования на субъекты Федерации, хотя эта норма не вполне соответствует Конституции: зарплата и социальные гарантии мировых судей финансируются из федерального бюджета, а вот аппарат суда и материально-техническое обеспечение - из регионального. Так что исполнительная власть вопреки своей политике выведения всех властных структур из-под контроля глав администраций фактически вручила им полномочия по воздействию на третью власть.
Хотя только в трех субъектах Федерации - Карелии, Ненецком АО и Чечне - местная власть вообще не предпринимает усилий по формированию мировых судов, реально эта инстанция работает только в 44 регионах. Остальные субъекты Федерации, ссылаясь на нехватку средств, ограничились лишь созданием правовой базы. Как грустно признался председатель Ростовского областного суда Виктор Ткачев, "существование мировых судов находится под вопросом, потому что каждый год надо выбивать финансирование".
Весьма показательно выглядит ситуация с мировыми судами в Москве. Местные законы приняты, кандидаты на должность судей отобраны и 20 человек назначены постановлением Мосгордумы. Судебный департамент при ВС уже оборудовал пять участков для работы в столице, однако выйти на работу мировые все еще не могут. Дело в том, что проводить разбирательство без аппарата (хотя бы заведующего канцелярией и секретаря суда) невозможно. А назначение аппарата мировому судье полностью находится в компетенции мэрии. Между тем там еще даже не создано соответствующее управление, которое будет нанимать сотрудников мировых судов. Соответствующее распоряжение лежит на подпись у Юрия Лужкова и, как сообщили корреспонденту "НГ" в судебном департаменте, документ все еще не подписан, хотя судьи назначены почти месяц назад. Сейчас московские мировые стажируются в районных столичных судах, и даже приблизительно неизвестно, когда они смогут приступить к реальной работе в своих свежеотремонтированных помещениях. Медлительность мэрии тем более подозрительна, что основные параметры городского бюджета уже заложены и к сентябрю проект столичного бюджета на 2002 г. должен быть представлен в Мосгордуму. Однако из-за отсутствия этого управления никто в мэрии, по сути, не заинтересован в "пробивании" финансирования мировых судей, да и, пока нет штатного расписания, неясно, в какую сумму обойдется городу создание нового звена третьей власти.
Эта проблема обсуждалась и на июньском заседании Совета по вопросам совершенствования правосудия при президенте РФ под председательством Владимира Туманова. И тогда представители третьей власти предлагали внести поправки в Закон "О мировых судьях", а также добиться их перевода на федеральное финансирование. Судьи полагают, что существующая двойная система годилась как компромисс лишь на начальном этапе создания мировых, теперь же она превращается в препятствие для развития юстиции. Но расходы на мировую юстицию в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы в России" не предусмотрены, что в принципе может поставить под вопрос этот этап реформы.
И хотя третья власть, несмотря на длительные шумные дискуссии по аспектам текущей реформы с Кремлем вообще и с Дмитрием Козаком в частности, явно предпочитает президента губернаторам, сейчас она слишком уязвима для открытого наступления. Так что судьба мировой юстиции, как и любого свежеиспеченного и не обладающего реальным весом института власти, стала разменной монетой для торга вокруг перераспределения полномочий между Центром и регионами.