ПРЕЗИДЕНТ России в своем очередном Послании Федеральному собранию подчеркнул настоятельную необходимость консолидации и повышения государственной власти. Вместе с тем сегодня становится совершенно очевидным то, что никакие реформы, никакие даже самые четко проработанные законы, жесткие указы, предметные распоряжения, умные концепции и долгосрочные проекты - все это не будет претворено в жизнь и останется на бумаге, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме "человеческого фактора" или к управленческим кадрам, о чем твердят уже не один десяток лет.
К сожалению, приходится констатировать, что у нас есть все что угодно, только не эффективная кадровая политика. Есть беспрецедентное лоббирование личных и групповых интересов, борьба различных групп влияния и кланов, циничное вмешательство "денежных мешков", криминала и зарубежных доброхотов в выработку и принятие кадровых решений. Масштабы этого явления таковы, что уже несут в себе реальную угрозу национальной безопасности страны, может быть, в настоящее время самую серьезную, потому что на карту поставлено самое главное - будущее великой державы.
Общеизвестно, что финансово-промышленные группы все более активно влияют на все сферы жизнедеятельности страны в целом и субъектов Федерации: на экономику, социально-политическую обстановку, саму систему управления и, конечно же, на кадровую политику. Ни одни выборы не обходятся без мощной финансовой и иной поддержки кандидатов, за которую впоследствии следует расплата властными полномочиями. Любые крупные назначения, в том числе в исполнительных органах власти, включая высшие, находятся под "прицелом" олигархов, которые предпринимают все меры для активного продвижения "своих" людей на должности в системе управления, особенно в сферы обеспечения экономических интересов государства. К сожалению, стало распространенной обыденностью, когда чиновник государственного аппарата, "поставленный" на должность олигархическими кланами, собирает, как отмечал президент, "статусную ренту" в виде взяток, обеспечивая своим хозяйствам и себе лично безбедную жизнь.
В отдельных субъектах Российской Федерации отмечается столь высокий уровень контроля со стороны финансово-промышленных групп, что уже можно говорить об их тотальном влиянии на все сферы жизни. Так, главенство закона подменено властью денег, справедливость - вседозволенностью и снисходительностью местного олигарха, здравый смысл - куражом кучки людей, нередко именующих себя региональной элитой. Именно они становятся своего рода держателями контрольного пакета акций на данной территории, фактическими центрами выработки и принятия решений в ключевых сферах управления, спорить с которыми региональным властям не под силу.
Есть еще одно обстоятельство, которое решающим образом влияет на эффективность государственной власти. Это ее как никогда ранее низкий качественный состав. Да, собственного говоря, и сама государственная служба стала непривлекательной для людей, стремящихся чего-либо добиться в этой жизни. Сегодня в системе государственной службы отсутствует даже самая малая видимость стабильности, абсолютно иллюзорными кажутся перспективы профессионального продвижения, выплачивается унизительная зарплата, практически не увязанная с результатом и по сегодняшним меркам в обществе пренебрежительно характеризующаяся как "нищенская". Кроме того, многим людям, желающим связать свою жизнь со службой государству, непонятно, ради каких реальных целей и во имя чьих интересов они должны жертвовать материальным достатком, которого могут добиться вне сферы государственной службы. Сегодня мы оказались на грани утраты очень важного качества российского человека, которое складывалось столетиями, - стремления бескорыстно служить Отечеству.
Среди среднего уровня чиновников широко распространились безынициативность и инфантильность. "Шевелиться" стало опасным - можно вызвать подозрительность и недовольство начальства и, как следствие, потерять место. В таких условиях творческий человек задыхается, потому что нет выхода его активности. Ему становится неинтересно работать. Он вынужден либо приспосабливаться к ситуации, постепенно утрачивая свой потенциал, либо уходить туда, где его способности и инициатива будут востребованы и оценены достойным образом, а это, как правило, за пределами государственной службы. В результате этих негативных процессов происходит своеобразное "вымывание" кадрового интеллекта, повсеместное распространение усредненной "серости", неспособной к какой-либо созидательной деятельности.
Но если кадры государственной службы, которые, по сути, являются лицом власти, сегодня представляют собой серое в подавляющем большинстве, безликое чиновничество, то возникает вопрос: кто же будет реально воплощать в жизнь далеко идущие планы возрождения экономики, поддерживаемые большинством общества намерения укрепления власти и правопорядка, неотложные задачи подъема уровня жизни населения? Кто же будет способен подкрепить политическую волю президента активными действиями, смелыми решениями, новаторскими подходами? Ответ, думаю, очевиден: нынешний кадровый потенциал государственной службы вряд ли способен на это.
К сожалению, сегодня приходится констатировать, что реальные возможности кадрового обновления государственной власти в начале 90-х годов оказались упущенными и мы вновь вернулись к избыточно разросшемуся государственному аппарату, неповоротливому, безразличному к нуждам людей, абсолютно самодостаточному и способному функционировать независимо от реальной жизни, прорабатывая груды бумаг, задыхаясь от потока дел, изнемогая под нарастающим грузом невнятных функций.
Судите сами: общая численность работников органов государственной власти к концу второго тысячелетия составила около 1 млн. 130 тыс. чиновников всех ветвей власти и уровней управления. В свое время в царской России на тысячу жителей приходилось 0,3 чиновника, в СССР на пике государственного строительства в 1991 году уже - 4,8, а в современной России - 7,9. Таким образом, за последние десять лет аппарат власти в абсолютных значениях вырос более чем в полтора раза по сравнению с перестроечными временами. При этом социальным фоном демократических российских реформ было неуклонное сокращение общей численности населения, а также людей, занятых в экономике.
В итоге мы имеем две тенденции в развитии всей системы государственной службы - снижение уровня практически всех качественных характеристик кадрового потенциала органов управления с одновременным увеличением численности самих чиновников и безудержным ростом числа административных структур. Недостаточный профессионализм мы, как всегда, пытаемся компенсировать количеством занятых в управленческой сфере, доводя до абсурда любую здравую идею государственного строительства.
Из созерцания этой безрадостной картины напрашивается общий вывод: именно затяжной кадровый кризис органов государственной власти и есть самое главное препятствие на пути социально-экономических преобразований в России. Похоже, что отсутствие системной кадровой политики стало кому-то выгодным, так как обеспечивает негласное равновесие интересов при продвижении ангажированных кандидатур, создает условия к получению политических дивидендов от торговли государственными должностями. Вместе с тем очевидно, что сохранение такого положения ведет к окончательной утрате надежды на восстановление национального ресурса управления.
Сегодня впервые за несколько последних лет вновь возникают возможности для активной работы в направлении формирования дееспособной государственной службы и эффективной кадровой политики. Появляется реальный шанс сделать это направление приоритетным, находящимся под непосредственным контролем президента, системным и обязательным для исполнения всеми органами государственной власти страны, невзирая на сопротивление различных групп влияния, противодействие криминала и тихий саботаж в среде чиновничества. На повестку дня прежде всего выступают вопросы объективной оценки качества человеческого, интеллектуального потенциала государственной службы, его профессионализма, квалификации, правосознания и культуры, а также реализация выверенного механизма привлечения, закрепления и продвижения нового поколения кадров в системе управления, воспитание ответственности, развитие государственного мышления.
Для того чтобы провозглашенный курс стал не очередным лозунгом, а принципиальной установкой политики государства, необходимо, чтобы разработка и реализация эффективной кадровой политики стала наивысшим приоритетом во внутренних делах страны и даже неотъемлемым элементом обеспечения ее безопасности.