Пока в региональных отделениях профсоюзных организаций, входящих в Федерацию независимых профсоюзов, выдвигают делегатов на ноябрьский съезд, в Москве противники ныне действующего главы ФНПР усердно подыскивают ему замену.
Михаил Шмаков - бессменный председатель крупнейшего объединения профсоюзов с 1993 г., и его переизбрание неизменно проходило на безальтернативной основе. Однако в нынешнем году у Шмакова впервые появляется противник, которого поддерживают коммунисты и альтернативные профсоюзы, объединенные в "Соцпроф". Глава "Соцпрофа" Сергей Храмов сообщил корреспонденту "НГ", что свое согласие на выдвижение на пост главы профсоюзов Сибирскому межрегиональному объединению дал депутат Анатолий Чекис. До того как Чекис прошел в Госдуму по спискам КПРФ, он возглавлял федерацию профсоюзных организаций Кузбасса. Сейчас он является председателем кузбасских профсоюзов на общественных началах. По некоторым данным, Чекис был рекомендован КПРФ кемеровским губернатором Аманом Тулеевым и сохраняет тесные связи с председателем профсоюза работников АПК - самого крупного и влиятельного аграрного объединения - Александром Давыдовым. Кстати, Сергея Храмова вовсе не смущает партийная принадлежность Чекиса. Глава "Соцпрофа" считает, что "первенство сейчас не в политической позиции, а в занимаемой должности" и Чекис вполне может поступить как новый нижегородский губернатор Геннадий Ходырев (после победы на выборах он приостановил членство в КПРФ на четыре года).
Между тем в структуре ФНПР образован штаб по подготовке четвертого съезда. Сам же Михаил Шмаков методично объезжает окружные структуры и проводит переговоры с лидерами облсовпрофов. Андрей Исаев, представляющий "Союз Труда" (политическое крыло ФНПР в Госдуме), заявил "НГ", что внутри ФНПР постоянно идут "согласительные процедуры". Однако, по данным Исаева, в КПРФ сформирован свой штаб по подготовке к съезду. Глава "Союза Труда" также сообщил, что в некоторых регионах, где коммунистические парторганизации имеют сильное влияние на профсоюзные структуры, представители Компартии требовали от профкомов представить на согласование кандидатуры делегатов, выдвинутых на четвертый съезд.
Одновременно КПРФ через комитет по делам общественных объединений Думы под председательством Виктора Зоркальцева реанимировала Закон "О трудовых коллективах" и поставила его в осенний график работы Думы. Этот законопроект был принят в первом чтении еще Думой прошлого созыва и предполагает создание "советов трудовых коллективов", которые, по сути, могут стать основой для формирования цепочки прокоммунистически настроенных профорганизаций. Намерены в КПРФ использовать и недовольство новым КЗоТом, который даже при самом благоприятном варианте ущемляет ныне действующие права профсоюзов.
Ряд акций в поддержку Чекиса начали предпринимать и альтернативные профсоюзы. Дело в том, что отбирают делегатов на съезд не в первичках, а на уровне областных профорганизаций. То есть сторонникам Шмакова достаточно провести закулисные переговоры с лидерами крупнейших организаций, и состав делегатов будет сформирован не просто из "нужных" людей и нерядовых членов, а из председателей профкомов, которых легко сделать зависимыми от действующего главы профсоюзов. Поэтому представители "Соцпрофа" уже весной начали агитировать региональные организации ФНПР требовать выдвижения делегатов из первичек, чтобы в состав будущего съезда вошло как можно меньше связанных договоренностью со Шмаковым делегатов. Одновременно через свою газету "Рабочая сила", которая временно прекратила критиковать ФНПР как организацию, "Соцпроф" усердно "наезжает" на Шмакова за существующую систему управления собственностью федерации.
Появление альтернативного лидера внутри федерации для нынешнего главы ФНПР - неприятный "звонок". Не следует забывать, что в правительстве еще зимой были недовольны жесткой позицией ФНПР по КЗоТУ (тогда появились слухи о замене Шмакова на министра труда Александра Починка). А для постоянных оппонентов Шмакова - альтернативных профсоюзов и КПРФ - замена главы ФНПР может стать одним из способов увеличения своей численности. Наконец, руководство ФНПР контролирует собственность, приблизительно оцениваемую в 6-7 млрд. долларов.