0
880
Газета Политика Интернет-версия

03.08.2001 00:00:00

"Большого проекта" у власти до сих пор нет

Олег Куликов

Об авторе: Олег Анатольевич Куликов - секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе.

Тэги: выборы, суд, кандидат


ПОЛИТИЧЕСКАЯ жизнь России последние годы обходится без каникул, и возможного летнего затишья, связанного с отпусками, в этом году опять не будет. Высокое напряжение в нашем обществе если не по стране в целом, то во многих ее регионах поддерживают выборы. Итоги прошедших избирательных кампаний и ход тех, которые завершатся ближайшей осенью и зимой, позволяют сделать ряд интересных выводов.

Прежде всего местный административный ресурс, который четыре-пять лет назад использовался кое-где беспардонно, уже не играет решающей роли. Причина ли этому пресловутое укрепление вертикали власти или отечественные политические силы наладили эффективный общественный контроль над процессом подсчета голосов, сказать нельзя. Однако очевидно, что всевозможные фальсификации во время подведения итогов голосования больше не являются "последним доводом" действующих губернаторов.

Безотказным оружием становятся суды, устраняющие с арены несистемных кандидатов. Поскольку харизматичных, но непредсказуемых политиков, имеющих к тому же реальные шансы на победу в каком-нибудь регионе, не так уж много, суды выносят судьбоносные для субъектов Федерации решения нечасто.

Вторая особенность последних выборов - это осторожная и взвешенная позиция федеральной власти, фактически прекратившей практику откровенной поддержки удобных для нее кандидатов. Власть можно понять. После несколько бестолковой гиперактивности полномочных представителей президента в федеральных округах, проявленной ими на первом этапе становления этого нового властного института, остались не очень блестящие электоральные и имиджевые результаты.

Занимая позицию над схваткой, высшая исполнительная власть абсолютно ничем не рискует, поскольку победитель, кем бы он ни был в смысле партийной (идеологической), обречен на взаимодействие с федеральным Центром. Власть, пытаясь быть эффективной, научилась быть незаметной. Конечно, редкий кандидат в губернаторы не заверяет избирателей в полной поддержке своей персоны Кремлем, но именно такое единодушное использование этого ставшего вполне стандартным рекламного приема полностью девальвирует последний.

Тактика "недеяния", которую по восточным представлениям о воинских искусствах могут успешно применять только обладающие реальной мощью участники сражения, естественным образом приносит федеральной власти сплошные плюсы, оставляя минусы участникам губернаторских гонок.

Третья особенность - пещерный антикоммунизм как форма контрпропаганды уже не работает. Яркий пример этому - нижегородская кампания, на финальном этапе которой политтехнологи партии власти в дополнение к агитации Слиски и Клинцевича принялись раздавать соль, мыло и спички в напоминание о времени талонов.

При всей очевидности рекламного хода, практически повторяющего идею плаката "Купи еды в последний раз" времен президентской кампании 1996 года, он оказался непродуктивным по прошествии пяти лет, давших стране дефолт, вторую чеченскую войну и передачу верховной российской власти по наследству. Технологи оказали действующему губернатору воистину медвежью услугу, пытаясь возродить фобии начала 90-х на фоне неуклонного роста цен, безработицы и неуверенности в своем будущем.

Дело даже не в том, что основная масса наших сограждан идеализирует советское прошлое или делает рациональный выбор в пользу действовавшей тогда формулы "пустые государственные магазины - полные домашние холодильники" на фоне нынешней повальной нищеты при рыночном изобилии. Власть и ее политический авангард в лице "Единства" и "Отечества" никак не могут объяснить людям, ради чего народ терпит нынешние лишения, не могут предложить "Большой Проект", сравнимый с советским.

Тогда любые перегибы во время строительства нового общества воспринимались именно как отклонения от правильного, принятого обществом пути. Энтузиазм первых пятилеток, масштабные проекты ликвидации неграмотности, создания системы общедоступного здравоохранения, бодрящее ощущение причастности к передовому в социальном смысле обществу были реальностью.

Такой же реальностью в 70-е было неоднократно вышученное сатириками чувство уверенности в завтрашнем дне, от которого ничего не осталось сейчас. Был реален экономический, научный и военный паритет двух сверхдержав, достигнутый Советским Союзом без советов и кредитов МВФ и ВБ.

Можно спорить о том, насколько велик был разрыв между советским народом и вырождающейся, зажиревшей застойной элитой, но совершенно неоспоримо то, что сейчас этот разрыв много больше. Нынешняя властная и деловая элита, приватизировавшая созданную в советские времена общенародную собственность, не имеет и не желает иметь ничего общего с народом, который ее кормит.

Ради чего живет и трудится средний человек в "рыночной" России? Может быть, для того, чтобы столичный олигарх или его местный мини-аналог стали еще богаче? Чтобы президент вел страну, а губернатор - область курсом реформ, цель и смысл которых большинству членов нашего расколотого общества абсолютно непонятны?

Кого средний человек считает выразителем и защитником своих интересов? Почему он идет или не идет на выборы? Не ответив себе на эти вопросы, мы не поймем, почему в "цитадели реформ", в Нижегородской области к власти путем свободного волеизъявления граждан пришел коммунист.

Один из очень опытных и в меру циничных западных специалистов по организации избирательных кампаний в странах так называемой "новой" демократии озвучил великолепную формулу этого процесса. Во-первых, устанавливаем, какого результата мы собираемся добиться. Во-вторых, пишем правила игры, то есть избирательное законодательство. В третьих, заставляем всех следовать этим правилам.

Лучше не скажешь. Эта формула, со всей очевидностью действующая и в России, вроде бы выводит народ за скобки, делает выборы механизмом для оформления и легитимизации итогов закулисных элитных соглашений. Но народ надолго за скобки не выведешь, тем более народ России, привыкший за свою тысячелетнюю историю перемалывать, подстраивать под себя любые самые жесткие рамки, выстраиваемые властью.

Пять общефедеральных и сотни региональных избирательных кампаний дали нашему народу уникальный опыт общения с властью. Голосуя "ногами", против всех или за конкретного кандидата, человек реализует свой шанс сказать власть имущим все, что он о них думает.

Последние успехи кандидатов от КПРФ на региональных выборах не случайны, более того, вполне предсказуемы. Партия не просто реализует свои конкурентные преимущества - высокий уровень народной поддержки, развитую оргструктуру, дисциплинированный актив. Партия научилась на равных играть на поле, принадлежащем власти, использовать "демократические" правила электоральной игры и пиар-технологии.

Мы уверены, что нижегородский сценарий будет повторяться на ближайших выборах, причем не только губернаторских. Кроме выборов глав исполнительной власти в Ростовской области и Чувашии, серьезным этапным событием станут для страны кампании по выборам в законодательные собрания Москвы, Московской области и Красноярского края.

При сохранении нынешней социально-экономической ситуации, а тем более при ее вероятном ухудшении все больше людей будет разочаровываться в партии власти и поворачиваться к народно-патриотическим силам. Нам есть что сказать людям, и ясно выраженное мнение партии по ключевым законодательным инициативам власти - лучший способ агитации.

Мы выигрываем в честной борьбе за избирателя, мы готовы к соревнованию экономических и управленческих программ, готовы предложить обществу конструктивный и понятный "Большой Проект", лежащий в русле традиционных для России соборных, социалистических представлений об отношениях человека, общества и государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1184
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1057
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
990
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1140

Другие новости