ГЛАВНЫМ аргументом противников реформы Совета Федерации, проведенной Владимиром Путиным почти год назад, является тезис о полной управляемости сената Кремлем. После того как в верхней палате начала действовать группа поддержки президента "Федерация", многие лидеры субъектов РФ стали сетовать на то, что отныне Совет Федерации ни в коем случае не может считаться палатой регионов. О каком, говорили они, представительстве российских территорий на федеральном уровне может идти речь, когда через верхнюю палату парламента проходят даже самые болезненные для них законопроекты типа закона о милиции, а представитель от региона выступает в лучшем случае лишь слабым ретранслятором идей главы субъекта? В этих доводах, конечно, доля истины есть. Действительно, самые впечатляющие схватки, ныне оставшиеся в прошлом, случались лишь тогда, когда законопроект напрямую затрагивал либо полномочия глав регионов, либо губернаторское самолюбие.
Однако многие законы, которые были приняты или отклонены, по своим последствиям на самом деле были не менее важны, чем политические. Речь, конечно же, идет об узколоббистских документах, внимание к которым у СМИ было намного слабее. Разного рода соглашения по договоренности сенаторов без проблем проходили через СФ. Вносились они представителями от заинтересованных регионов, и иногда речь шла только о благе того или иного субъекта, но не о Федерации в целом. Поэтому ослабление представительства субъектов в Совете Федерации стало в этом смысле скорее приобретением для страны, чем потерей. Теперь же членам СФ нет необходимости одновременно следить за состоянием региона и бегло просматривать стоящие в повестке дня законопроекты на первый взгляд "второстепенной важности". Благо, работа над всеми документами сегодня идет и в период между заседаниями.
Раньше не было и мысли о том, что СФ может стать инструментом воздействия на наиболее "проблемные" российские регионы. Получивший в свои руки возможность влиять на политику федерального масштаба, сенатор нового призыва в некотором смысле стал дополнительным рычагом центральной власти. Теперь, координируя свою деятельность с представителем президента в федеральных округах, члены СФ имеют возможность также проводить лоббистские законы в рамках региона, но уже с оглядкой на Кремль и порой вопреки узким интересам самих субъектов. Когда решения о консолидированном голосовании по вопросу, важному для Кремля, вырабатываются на заседаниях группы "Федерация", мнение отдельно взятого региона практически не влияет на исход голосования. Впрочем, и сам сенатор, проинформировав группу о "заказе" губернатора, с позволения ее руководителей может проголосовать как ему вздумается. Тем самым он как бы избегает гнева своего регионального начальника.
В этом смысле очень показательна ситуация с Приморским краем, который вполне годится для примера в качестве "лоббистского" региона. Тем не менее теперь благодаря хорошей работе Центра за поведение его представителя можно не беспокоиться. К примеру, глава краевой Думы Сергей Жеков хоть и не является членом СФ нового призыва, но также входит в группу "Федерация". И пока, по нашей информации, он не отступил от договоренности о солидарном голосовании. Да и заявление губернатора края Сергея Дарькина о том, что представителем в СФ от Приморья станет генерал Валерий Манилов, тоже подтверждает определенную закономерность. Очевидно, что решение об этой кандидатуре Дарькин принимал не без участия Центра.
В качестве второго примера можно взять другой (не менее "проблемный") регион - Ульяновскую область. На сегодняшний день она является полным банкротом. Может быть, именно поэтому оба члена СФ от этого региона - председатель местного Законодательного собрания Сергей Рябухин и делегат от губернатора Шаманова Сергей Калита - входят сегодня в группу "Федерация", то есть их деятельность взята под определенный контроль. По словам источника "НГ", близкого к Кремлю, нынешний глава администрации области недоволен своим представителем, тем не менее ждать отставки Калиты вряд ли стоит. Его Центр "назначал", Центр будет и снимать.
То, что член Совета Федерации от администрации самой "проблемной" на сегодняшний день Калининградской области Валерий Устюгов пока не входит в пропрезидентскую группу, - факт, вероятно, временный. Ведь, к сожалению, решением проблемы "анклавной" области - ее бедственным социально-экономическим положением - власти занялись лишь сейчас. Так что "тылы" Калининграда в СФ, несомненно, будут укрепляться. Зато представитель в верхней палате от Калининградской областной Думы Николай Тулаев уже значится в рядах пропрезидентской структуры, и его сенаторское поведение нареканий не вызывает.
Вероятно, на очереди и Саха-Якутия, доставляющая Центру немало головной боли. Субъект, который до сих пор не привел свое законодательство в соответствие с федеральным законодательством и прославившийся рядом громких отставок в руководящих органах республики, связанных с воровством государственного имущества и весьма неблагополучным социально-экономическим положением. К тому же наводнение в Ленске и его последствия показали, что без "руководящей и направляющей" роли Москвы эта нацреспублика справиться со своими проблемами просто не в состоянии. Так что сенаторам от этого региона, еще не присягнувшим главе государства на "парламентскую верность", в скором времени все же придется это сделать.