НЕФОРМАЛЬНЫЙ характер саммита глав СНГ, который начался вчера в Сочи, скажется и на результатах встречи. Еще до начала саммита Кремль заверил, что никаких документов и никаких значимых договоренностей в ходе переговоров лидеров 10 государств СНГ (президенты Грузии и Туркмении Эдуард Шеварднадзе и Сапармурат Ниязов, как и предполагалось, от участия в саммите отказались) не ожидается. Но в то же время отсутствие строгого регламента переговоров позволит, по замыслу кремлевской администрации, обсудить очень широкий круг проблем.
Естественно, каждый президент приехал на саммит со своей целью. Так, украинский лидер Леонид Кучма решил воспользоваться сочинской встречей для очередного раунда обсуждений проблемы задолженности Украины за российский газ. Кроме того, в Сочи Леонид Кучма собирается вновь поднять проблему реализации идеи создания зоны свободной торговли в рамках СНГ.
Глава Белоруссии Александр Лукашенко приехал, по официальной версии, чтобы обсудить дальнейшие перспективы развития Союзного государства, а по неофициальной - заручиться поддержкой коллег по Содружеству на предстоящих 9 сентября в республике выборах главы государства.
Президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Гейдар Алиев проведут очередной раунд переговоров по урегулированию карабахского конфликта. И скорее всего в очередной раз безрезультатно.
Центральноазиатских лидеров - Ислама Каримова, Аскара Акаева, Нурсултана Назарбаева и Эмомали Рахмонова - более всего в настоящее время заботит проблема международного терроризма и религиозного экстремизма, особенно в свете последних событий в Киргизии, что и станет основной темой их бесед с коллегами по СНГ.
Новичок в президентской компании молдавский лидер Владимир Воронин собирается, по его собственным словам, прояснить для себя вопрос о том, как влияют на развитие Содружества его внутрирегиональные образования - ЕврАзЭС, Союзное государство, ДКБ и ГУУАМ, а также обсудить, в частности с Владимиром Путиным, перспективы урегулирования приднестровского конфликта в контексте начинающейся в Приднестровье кампании по выборам президента.
Сам же российский лидер, по-видимому, планирует в неформальной обстановке обсудить со всеми главами государств СНГ возможные пути реформирования Содружества.
После вчерашних двусторонних встреч президенты соберутся сегодня для общей беседы по вопросам борьбы с наркоагрессией, проблеме ПРО и использованию миротворческого потенциала СНГ.
***
Сочинским курортникам вчера было не до отдыха: пробки на дорогах, мегафонная тирада гаишников и усиливающиеся на море волны от катеров охраны - это классические атрибуты власти на выезде. По этому случаю добраться из Москвы до снова ставшего всесоюзным "курорта" тоже оказалось непросто. Устремившихся на саммит чиновников, создавших дефицит посадочных мест даже на рейсовых самолетах, в аэропорту поминали недобрыми словами.
Из 12 лидеров стран Содружества пообщаться без галстуков захотели 10. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в связи с похоронами грузинского журналиста приехать не смог. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов, традиционно игнорирующий встречи в рамках СНГ, также не посчитал нужным отправились в Сочи. Остальные президенты, по очереди наведывавшиеся в прошлом году в летнюю резиденцию своего российского коллеги "Бочаров ручей", сейчас такого удовольствия будут лишены. Из спорткомплекса "Дагомыс" они отправились в пансионат "Чайный домик", строившийся в свое время для интуристов, - на берег озера в горы под пальмы.
Неформальность встречи подчеркивает не только ее экзотический антураж. Принимающая сторона заранее предупредила: "Прорывов не будет, не ждите". Видимых результатов не обещают и пафосные намерения поговорить о стратегической стабильности в мире, российско-американских отношениях и ПРО, а также о серьезном миротворческом потенциале стран Содружества, который можно было бы использовать в Афганистане, на Балканах и на Ближнем Востоке.
Как и в на любом саммите СНГ, куда большее значение будут иметь двусторонние переговоры, а не общая встреча всех лидеров. А как показывает опыт советской дипломатии, беседы под жарким южным солнцем на берегу моря при минимуме телекамер и общения с журналистами важны вдвойне. Накануне в Кремле утверждали, что двусторонние встречи Путин проведет "по возможности с каждым, кто изъявит такое желание". Изъявили, кажется, все. Вчера российский президент пообщался с пятью коллегами по СНГ. На сегодня помимо общих переговоров запланировано еще четыре встречи.
Поводов для бесед с глазу на глаз и, уж во всяком случае, за закрытыми дверями у президентов немало. Для Москвы на славянском направлении особенно актуальной будет тема президентских выборов в начале сентября в Белоруссии и парламентских весной следующего года на Украине. Диалог с Минском особенно важен после скандального заявления Александра Лукашенко чуть ли не о заговоре Запада против ближнего круга белорусского президента, осуществляемого представителями ОБСЕ.
С Украиной же речь идет не столько о политике, сколько об экономике. Говорить о популярной в Киеве теме газовых долгов в Сочи прибыли глава "Газпрома" Алексей Миллер и посол России на Украине Виктор Черномырдин. Хотя, как утверждают в Москве, после встречи в Витебске, затянувшейся на 20 минут дольше графика, и в Севастополе (там российский президент вообще провел два дня), в Сочи у Владимира Путина и Леонида Кучмы состоится "короткая встреча".
В Кремле настойчиво подчеркивают, что Леонид Кучма по газовому вопросу выполняет все свои предыдущие обещания. Проблема лишь в том, что некоторые договоры требуют парламентской ратификации. В связи со сменой правительства на Украине Москва согласилась подождать до сентября-октября. В то же время премьер-министр Украины Анатолий Кинах не так давно публично заявил, что переписывание газовой задолженности, которая к тому же еще не окончательно подсчитана, на госдолг не отвечает национальным интересам его страны. В Москве к этому заявлению отнеслись сдержанно. Как утверждают источники "НГ", премьер-министры двух стран пытались решить этот вопрос с помощью официальной переписки.
В то же время далеко не все в Москве уверены, что старую схему удастся реализовать. На неофициальном уровне уже прорабатываются альтернативные схемы урегулирования газового вопроса. Одна из них - создание синдиката коммерческих банков, который под соответствующий залог продал бы газовую задолженность на международном рынке. В этом случае Россия могла бы получить не долговые расписки, а реальные деньги. Впрочем, это предложение коммерческих структур вряд ли будет озвучено в Сочи. Скорее всего Москва до последнего будет пытаться отстаивать свои прежние договоренности.
Сочи