-АБДУЛ-ВАХИД ВалидовиЧ, вы уже возглавляете движение "Рефах" ("Благоденствие"), зачем вам еще и Евразийская партия?
- Евразийская идеология сегодня суперактуальна и перспективна как для России, так и для всего пространства бывшего СССР. Отчасти это вызвано несостоятельностью наивного ожидания признания нашей "цивилизованности" от Запада и атлантистов. С другой стороны, есть зарождающаяся новая супердержава Китай, и на границе ее экономической и идеологической экспансии (в Центральной Азии, на Дальнем Востоке) уже становится горячо. Кроме внешних причин сейчас в России наступил переломный момент смены политической формации, период собирания российских земель, зрелой самооценки, связанный с приходом Путина и его новой команды. Одновременно продолжаются интеграционные процессы: создана в Минске ЕврАзЭС из пяти государств (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан). Это значит, что появилось нечто более реальное, чем СНГ, и не столь замкнутое, как Союз России и Белоруссии.
Помимо государственной идеи и идеологии интеграции для большинства республик Советского Союза евразийство дает реальную возможность достичь гармонии и в межнациональных, и в межконфессиональных отношениях. Вот я, допустим, сибирский татарин, мусульманин. Если мы говорим о концептуальном евразийском государстве в России, я себя в нем чувствую неотъемлемой частью своей отчизны.
- Существует довольно много объединений, провозгласивших своей идеологией евразийство, где будет ниша ЕПР?
- В обществе усиливается интерес к евразийским идеям. Сначала в Брунее, потом в Астане и Уфе президент Путин особо подчеркнул, что Россия - евразийская страна. Николай Рыжков основывает евразийский экономический фонд. О евразийских идеях говорят Никита Михалков, Рамазан Абдулатипов, Олжас Сулейменов, Чингиз Айтматов. У Александра Дугина - некое эзотерическое, даже экзотическое понимание евразийских идей, но есть и очень здравые мысли. Сейчас евразийство - живой политический символ, который действительно может стать основой для национальной идеи и развития политических процессов. Евразийская партия первой зарегистрировалась после подписания президентом нового Закона "О политических партиях", и мы как бы поставили финальную точку в старой политической партийной системе.
- Главенствующая роль мусульман в Евразийской партии не вызывает сомнений, значит, идейная основа вашего евразийства - ислам?
- Чем хороша евразийская идеология? Православный славянин сможет идентифицировать себя со своими традиционными ценностями, но при этом его позиция не будет входить в конфликт с рядом живущими кавказцем или татарином. Евразийская идеология органично сочетает все традиционные ценности российских религий - православия, ислама, буддизма. Настолько значительна роль ислама в партпрограмме, насколько значительна роль ислама в истории России, в евразийской экумене. Пока в авангарде партии стоят мусульмане, но подключаются и новые силы, относящиеся с уважением к российскому исламу, как и те мусульманские силы, которые координируем мы, уважительно относятся к православным и буддистам. Я не вижу ничего плохого в этом, все-таки мусульманский электорат в РФ - это 20-25 млн. человек (12-14 млн. избирателей). Но мы видим, как все новые электоральные группы подключаются к нам, хотя, скажем, пока буддистское сообщество не структурировано настолько, насколько мусульманское.
- Партия зарегистрирована в Минюсте, прошел учредительный съезд, избраны руководящие органы, а пост лидера все еще вакантен. Для кого вы готовите это кресло?
- Вы знаете, мы не собираемся быть однодневкой, и свою задачу мы не видим в участии в выборах 2003 года. Мы, безусловно, должны войти в высшую лигу российской политики и стать одной из ведущих политических сил и в России, и на постсоветском пространстве. Может быть, Евразийская партия станет одним из стимулов интеграционного процесса внутри бывшего Союза. Поэтому мы очень щепетильно подходим к выбору лица партии. Осенью мы соберем первый программный съезд, и политсовет у нас украсится новыми серьезными именами, станет более влиятельным. Мы также вели переговоры о введении в наблюдательный совет партии с Рамазаном Абдулатиповым, Олжасом Сулейменовым, Чингизом Айтматовым. Депутатский корпус активно интересуется нашим партстроительством, и месяц назад в Госдуме создана межфракционная депутатская группа "Евразия" из 32 депутатов.
- До того как вы стали председателем политсовета Евразийской партии, вы вышли из рядов "Единства" по причинам дисциплинарного характера, как утверждали "медведи". Евразийская партия тоже будет конфликтовать с "Единством"?
- Мы "Единство" рассматриваем как будущего партнера и предполагаем, что из формирующейся партии власти получится серьезная политическая структура. Хотя много по этому поводу сомнений, но в России должна быть серьезная политическая сила, представляющая власть. Что касается конкретной ситуации со мной, то проблема здесь не в идеологических расхождениях, хотя они есть, начиная с отношения к проблеме Палестины. Но все-таки это больше личные, персональные отношения между мной и лидером партии Сергеем Шойгу, не сложившиеся еще с предвыборной кампании. А с другими лидерами партии, с Борисом Грызловым, например, у меня были товарищеские отношения.
- Ваш развод с "Единством" означает ли и прекращение поддержки со стороны Кремля?
- Я не стал бы говорить о том, что кремлевская администрация нас поддерживала. Да, у нас нормальные отношения с высшей государственной властью. Некоторые называют нас "проектом Кремля", но это не есть истина.