НА СОСТОЯВШЕЙСЯ встрече лидеров "большой восьмерки" в Генуе важное место заняло обсуждение вопроса о списании долгов развивающихся стран. Эта проблема самым непосредственным образом затрагивает интересы России. По различным оценкам, сумма общей задолженности развивающихся стран России колеблется от 100 до 140 млрд. долларов. Значительная их часть приходится на страны Африканского континента.
Как известно, с начала 60-х годов советское руководство развернуло активную политическую, идеологическую и военно-экономическую деятельность на Африканском континенте. СССР стремился заполнить политический вакуум, который, по мнению кремлевских стратегов, возник в этом регионе после ухода колониальных держав и достижения государственной независимости большинством колоний. Ряду новых государств навязывались псевдонаучные концепции "некапиталистического пути развития" и "социалистической ориентации", разработанные группой известных специалистов по развивающимся странам из Международного отдела ЦК КПСС и ряда институтов Академии наук СССР, чуть даже не получивших в свое время Государственную премию за этот "вклад" в науку.
Лозунги "социализма" для ряда лидеров африканских стран стали своеобразной разменной монетой в достаточно прозаических целях, прежде всего в политической игре с Кремлем. Механизм этой сделки был достаточно элементарен. Мы, как бы заявляли руководители многих стран Африки, будем говорить о построении социализма, а вы, советские лидеры, дадите нам современное оружие и окажете массированную финансовую помощь для достижения этой цели. Такова была в упрощенной форме схема взаимодействия Советского Союза со значительной группой стран Африки.
Между тем оказание Советским Союзом экономической и военной помощи прежде всего родственным по духу авторитарным режимам в Африке не спасло "социалистическую ориентацию" от неминуемого краха, а огромные финансовые средства, брошенные для ее реализации, превратились в громадную задолженность России, которая как правопреемница СССР унаследовала и все долги африканских и других развивающихся стран.
Вот лишь некоторые цифры. Незадолго до распада СССР общая задолженность всех развивающихся стран Советскому Союзу составляла 45 531,8 млн. инвалютных рублей. (Инвалютный рубль стал особым курсом, применявшимся во внешнеторговых взаимоотношениях с другими странами. В настоящее время неясно, как конвертировать инвалютный рубль.)
Из общей суммы задолженности развивающихся стран СССР на долю Африки приходилось 13 936,6 млн. инвалютных рублей, из которых на военные поставки - 12 347 млн., а на экономическую помощь - 1589,6 млн. инвалютных рублей. Что же касается стран "социалистической ориентации", то на их долю приходилось 9335 млн. инвалютных рублей, или 67%. В числе основных должников за советскую военную помощь - Алжир, Ливия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия. Задолженность Ливии - 1589 млн. инвалютных рублей - в 1991 году целиком складывалась из долгов за поставки вооружения. Эфиопия задолжала 3075 млн. инвалютных рублей, из них 2630 млн. - за военную помощь.
Естественно, возникает вопрос: как быть с этими долгами? Россия должна выплачивать свои собственные гигантские долги Западу. И в этих условиях возврат хотя бы части задолженности стран Африки смог бы несколько облегчить долговое бремя России, а отказ от этой задолженности лишь осложнит ее экономическое положение.
У России есть возможность получать в счет уплаты долгов продовольственные и сырьевые товары африканских стран. Бюджетная эффективность этих товаров довольно высока. В первую очередь пищевых товаров тропического земледелия: кофе, какао-бобов, цитрусовых, бананов, а также масличных культур, продукции переработки сельскохозяйственного сырья - мясных и овощных консервов, хлопчатобумажных и кожевенных изделий, трикотажа, каучука и продукции горнодобывающих предприятий.
Кроме того, у России есть возможность в обмен на погашение или отсрочку ряда платежей получить льготные условия для доступа российских предприятий и фирм на африканский рынок и развитие самых разнообразных форм сотрудничества - компенсационных, на бартерной основе, производственной кооперации, совместного предпринимательства, тем более что в последнее время правительства большинства африканских стран всячески стимулируют развитие средних и мелких форм как национального, так и иностранного частного предпринимательства. И здесь перед российским бизнесом открываются определенные перспективы. Вот почему вызывает удивление заявление одного из ведущих банкиров России - председателя правления Внешторгбанка Юрия Пономарева, высказавшегося за списание части долга развивающихся стран. "Вернуть значительную часть средств вряд ли когда-нибудь удастся, поэтому можно сделать красивый и щедрый "жест доброй воли", - подчеркивала в связи с заявлением Юрия Пономарева газета "Известия" 18 июля 2001 года. Конечно, проще всего сделать такой жест и отказаться от выплаты долгов, как уже было сделано в конце мая этого года в отношении Эфиопии. Но подлинные национальные интересы России, задачи развития ее экономики настоятельно требуют не заниматься дешевой пропагандистской жестикуляцией, а настойчиво добиваться возвращения в той или иной форме предоставленных огромных финансовых средств, созданных потом и кровью народов бывшего СССР и бездумно брошенных советским руководством в развивающиеся страны для реализации его химерических планов построения там социализма.