ПОДВОДИТЬ итоги и извлекать уроки принято после того, как выборы завершились. Нижний Новгород, пожалуй, первый регион, где некоторые выводы можно сделать уже сегодня. Итак, всем несостоявшимся губернаторам посвящается┘
Урок номер один. Использование административного ресурса становится опасным для карьеры. Банально-наивный телевизионный ролик о том, что "закон для всех один", кое-кому на Волге больше не кажется ни банальным, ни тем более наивным. Например, мэр Нижнего уже в этом убедился на собственном горьком опыте. Ему было отказано в регистрации в качестве кандидата.
Людей, пострадавших от принципиальности ЦИК, по-человечески немного даже жалко. Не они это придумали, не они начинали. Ну скажите, в каком уголке нашей страны местные и региональные вельможи не использовали служебное положение для того, чтобы избрать на новый срок себя, любимого? Ну как "за бесплатно" не помельтешить в подведомственных СМИ, в приказном порядке не назначить себе спонсоров, не подкупить, не пошантажировать? И вот в Нижнем Новгороде создан отличный прецедент борьбы с использованием административного ресурса в личных карьерных целях...
Урок номер два. Центральная власть в Нижнем показала, что доверие избирателю приносит свои плоды. С Климентьевым расправилась не власть, а народ.
Сегодня многие говорят о том, что победитель выборов уже определился. Вне зависимости от исхода голосования во втором туре, Сергей Кириенко занял "первое место". По-моему, уже даже родился газетный штамп: Кириенко - победитель нижегородских выборов. Между прочим, это правда. Но с небольшой оговоркой - личная заслуга полпреда весьма благоприятно отразилась не только на его репутации, но и на имидже Центра. Наконец-то мы почувствовали, что власть способна быть мудрой, хладнокровной и справедливой. Ведь может, когда захочет...
В-третьих, оказывается, чертовски выгодно разговаривать со своим избирателем на равных. Во второй тур вышли Геннадий Ходырев и Иван Скляров. Именно они говорили о том, какой они видят экономику и социальную сферу области. Остальные рассказывали о том, какие они из себя замечательные и насколько коварны и непорядочны их враги.
Вообще-то самолюбование и мания величия считаются не очень опасными, но все-таки определенными признаками психического нездоровья. А когда кругом мерещатся враги, то это уж совсем тревожный симптом.
Отсюда, кстати, и четвертый урок. Кричать о том, что "тебя обсчитали" и "недодали голосов", становится немодно. Власть не позволила себе скатиться до участия в перебранке. Благодаря чему, к слову, и выглядела весьма достойно. Читай: увидела нарушения там, где они были, и приняла меры, адекватные нарушениям.
И, наконец, самое главное. Претенденту в кресло регионального руководителя стоит очень взвешенно подходить к выбору политических друзей. Можно поддерживать или осуждать сложившийся в стране общественно-политический строй, но строить коммунизм в отдельно взятом регионе сегодня так же целесообразно, как во времена Советского Союза руководству отдельной области попытаться провозгласить капитализм.
В Нижнем складывается парадоксальная ситуация. К личности Геннадия Максимовича Ходырева можно относиться к симпатией. Но в том случае, если коммунист Ходырев победит во втором туре, населению области вряд ли можно будет позавидовать. Все надежды на оживление промышленности связаны с притоком инвестиций. А инвестор под красные флаги и раньше не особенно бежал. А тут еще КПРФ совсем некстати провела общенациональную PR-кампанию по укреплению имиджа "непримиримой оппозиции". Чем с точки зрения Кремля окончательно заслужила репутацию организации, с которой бессмысленно вести конструктивный диалог.
Трудно представить характер отношений Центра с Нижегородской областью в случае ее "покраснения". Хотя, впрочем, почему сложно? Достаточно легко.
Прецедент противостояния региона с Центром на базе политических и идеологических разногласий, полагаю, политологи вспомнить могут. Но еще нигде и никогда такое противостояние не делало регион богаче и стабильнее.
Ходырев, правда, пообещал положить на стол партбилет, но только после того как полпред Кириенко выйдет из СПС. Даже как-то странно, что Геннадий Максимович в ультимативной форме не потребовал определенных уступок, скажем, от президента. Все-таки Сергей Владиленович работает его представителем, а не правых сил.
Именно в этом ракурсе шансы на успех нынешнего губернатора представляются предпочтительными. Ко второму туру, кроме "Единства", Ивана Склярова поддержали СПС, "Яблоко" и "Народный депутат". В определенном смысле на нижегородской земле у народа опять стоит проблема выбора между "красными" и демократами. Конечно, огромную роль сыграет и личная популярность каждого из кандидатов, но все-таки от политики никуда не деться. На прошлых губернаторских выборах соперники были те же: Ходырев и Скляров. И если четыре года назад свыше 52 процентов пришедших на выборы нижегородцев, так сказать, не заинтересовала коммунистическая перспектива, трудно предположить, что послезавтра они разом вдруг передумают.
Впрочем, уроки уроками, но настоящий экзамен - послезавтра.