Калининградцы чувствуют себя сегодня чужими среди своих.
НА ВЧЕРАШНЕМ заседании Совет безопасности РФ впервые за всю историю своего существования обратился к проблемам мирного региона России. До этого в региональной постановке вопроса рассматривались лишь проблемы Чечни. Из этого можно сделать вывод, что ситуация вокруг и внутри Калининградской области оценивается Кремлем как чрезвычайно взрывоопасная.
Накануне заседания Совбеза в Кремле рассматривалось три основных варианта решения калининградской проблемы. Первый - ввести в регионе прямое президентское правление. Несмотря на то что это могло бы принести быстрые плоды по наведению порядка, эта идея была признана нереальной. Во-первых, она вступает в явное противоречие с Конституцией России, поскольку в области официально не объявлено чрезвычайное положение. Во-вторых, наведение порядка таким способом - это палка о двух концах: не исключено, что подобное решение Центра вызвало бы неадекватную реакцию и населения региона, и его международного окружения. Второй вариант - создать новый, восьмой по счету федеральный округ, назначив туда очередного генерал-губернатора в роли президентского полпреда. Эта идея Кремля озвучивалась многими СМИ как фактически безальтернативная вплоть до самого окончания заседания Совбеза, когда стало ясно, что и ее не приняли. По мнению членов Совбеза, это лишь дополнительная административная ступень, которая будет тормозить принятие решений. Третий вариант - усилить позиции губернатора области. На это также не пошли, вероятно, по той причине, что нынешний глава Калининградской администрации Владимир Егоров пока еще довольно слабый политик и хозяйственник. Он просто не сможет собрать всю свою власть в единый кулак, чтобы добиться ощутимых результатов не только в самом регионе, но и в Москве, где отношение к Калининграду, несмотря на многие заверения, зачастую довольно прохладное. Совет безопасности принял некий четвертый вариант решения проблемы, который можно обозначить как создание "параллельной администрации", действующей не в Калининградской области, а именно в Центре. На самом деле это можно рассматривать и как самый "мягкий" и безболезненный, но все же вариант именно президентского правления регионом.
Политическим катализатором опасности, нависшей над Калининградом, является вступление Польши и Литвы в Европейский союз. Таким образом, внешние попытки ассимиляции территории Калининградской области становятся все очевиднее. Гипотетически может сложиться так, что этот российский регион может превратиться в ассоциированного члена Евросоюза. Эта логика вытекает из его "европейского" окружения и полного отрыва от основной территории России. Однако внешняя экспансия в нынешних международных условиях признается Советом безопасности маловероятной. Куда большее беспокойство вызывает внутренняя ситуация в Прибалтийском эксклаве. С конца прошлого года здесь кипят нешуточные страсти: на калининградские льготы, полученные в 1996 году, покусилась таможня. Это непродуманное решение довольно сильно всколыхнуло население, которое и без того уже устало жить в условиях экономического бесправия, коррупции и воровства. Вот один лишь факт: на побережье сосредоточено до 90% мировых запасов янтаря, однако на доходную часть бюджета области этот фактор сегодня практически не оказывает влияния.
Зато его контрабанда приобрела невиданные масштабы. Еще один пример. Российские рыбаки предпочитают выгружать свою продукцию не в Калининградском порту, а в соседних государствах, потому что основные промышленные предприятия города оказались в частных руках и, по существу, стали неуправляемыми с точки зрения интересов национальной экономики. Резко, более чем на треть, возросли цены на калининградские товары, и они оказались неконкурентоспособными, а у предприятий даже нет средств для выплаты таможенных пошлин. Только после того, как губернатор области Владимир Егоров лично попросил президента разобраться в этой ситуации, поборы таможенников были приостановлены.
И все же положение в Калининградской области катастрофически ухудшается. По уровню преступности этот регион находится уже на седьмом месте по стране. При этом большинство правонарушений носит исключительно экономический характер. Местные власти уже не могут справиться с ситуацией, нужны оперативные спасательные акции федерального Центра. Совет безопасности выразил обеспокоенность и социально-культурным отрывом региона от основной части России. Население области давно живет интересами соседних государств, особенно Польши и Германии, и мало информировано о происходящем в Москве или каком-либо другом регионе России. Конечно, в этом повинен и федеральный Центр. Например, до недавнего времени даже в сводках погоды, передаваемых по федеральным каналам телевидения, Калининградская область отсутствовала напрочь.
В сентябре прошлого года президент Путин поручил правительству разработать предложения по выводу Калининградской области из кризиса. В марте кабинет министров рассматривал возможные меры, однако комплексная программа развития региона еще не утверждена, она проходит согласования в различных министерствах и ведомствах. Таким образом, вчерашнее заседание Совета безопасности имело цель ускорить работу над программой, тем более что основные рычаги для вывода области из кризиса лежат прежде всего в экономической сфере. Как выразился заместитель председателя Совбеза Олег Чернов, "народ будет жить лучше - острота внутренних проблем снизится".
В то же время от наведения порядка путем прямого администрирования решено отказаться. Тем не менее предполагается создать в основных министерствах и ведомствах спецгруппы Калининградской области в составе трех-пяти человек. Они избавят администрацию области от обивания чиновничьих порогов в Москве. Параллельно будет решаться вопрос с особым экономическим статусом, так как сегодня не совсем ясно, насколько он эффективен. Намечено провести что-то типа инвентаризации экономической, социально-культурной, таможенной, пограничной и военной сфер деятельности в этом регионе. Этим в течение двух месяцев займутся центральные министерства и ведомства. А потом в очередной раз будет скорректирована экономическая программа развития российского эксклава, которой сегодня занимается ведомство Германа Грефа. Предполагается, что она будет не тезисная, а вполне конкретная. В нее будут включены 132 объекта госсобственности, на которые выделяется почти 100 млрд. рублей, а на коммерческие проекты - 13 млрд.
Однако Совбез рассматривает эту программу как базовое, но не единственное мероприятие с точки зрения наведения порядка в Калининградской области. В частности, серьезные задачи возлагаются на российский МИД. Ведь в связи с присоединением Литвы к Евросоюзу, Вильнюс будет ужесточать визовый режим, поскольку неизбежно присоединение к Шенгенским соглашениям. Но именно через территорию Литвы проходят пути сообщения с Калининградом, в частности железнодорожные. Наладить же морские и воздушные пути сообщения из России - весьма дорогостоящее занятие. К тому же они и не выдержат большого объема перевозок.
Еще одна головная боль федерального Центра - размещение войск. Хотя воинский контингент в этом районе с 200 тыс. человек сократился до 25 тыс., значительно уменьшен боевой состав надводных и подводных лодок, боевых самолетов, вертолетов, танков, боевых машин пехоты, артиллерии, тем не менее остается проблема чрезвычайно огромных запасов на военных складах, что приходит в противоречие с рядом международных соглашений по сокращению обычных вооружений.