Государство, как Иисус Христос, пытается накормить осужденных "пятью хлебами".
ДО СИХ пор в России нет государственного учреждения, которое вызывало бы больший ужас у обычного гражданина, чем тюрьма. Каждый человек, попавший в жернова правосудия, вне зависимости от тяжести преступления содержится в условиях, которые вполне могут быть приравнены к пыткам. Так, в минувшие две недели удушающей жары в центральной части России люди в следственных изоляторах (СИЗО) и тюрьмах задыхались от кислородного голодания, мучаясь в переполненных камерах при сорокаградусной жаре. По данным Центра содействия реформе уголовного правосудия, в камерах на одного человека приходится от 0,5 до 1,7 кв. м общей площади при положенных четырех.
Член комитета Госдумы по законодательству Виктор Похмелкин, принимавший участие в подготовке нового уголовного законодательства, полагает, что "реформа судебной системы может быть остановлена взрывом в уголовно-исполнительной системе". А будучи депутатом от Пермской области и зная положение в местных тюрьмах, он утверждает, что достаточно "одного-двух месяцев, чтобы ситуация вышла из-под контроля". Что такое тюремные бунты и чем они могут быть чреваты, объяснять не требуется. И это при том, что за последние полтора года для облегчения положения заключенных все-таки были предприняты меры.
Летом 2000 г. Россия впервые с досталинской эпохи уступила "почетное" первое место в мире по числу заключенных США, и теперь под стражей содержится около 930 тысяч человек (всего в мире восемь миллионов заключенных). И особенно важно, что на 54 тысячи человек (кстати, именно столько сидит во Франции) сократилось число содержащихся в СИЗО, а нынешние 281,7 тысяч арестантов - самый низкий показатель за последние семь лет. Бюджетные ассигнования на ГУИН в 2001 г. увеличили почти в два раза - до 24 млрд. рублей. И если Владимир Путин лично посетил петербургские Кресты еще в предвыборную кампанию, то Людмила Путина побывала в женской колонии уже нынешней весной и потом дважды обращалась к Юрию Чайке, обсуждая с министром проблемы женских исправительных учреждений. Наконец, в своем Послании Федеральному собранию президент особо остановился на необходимости реформы ГУИНа. А премьер-министр направил Минюсту поручение завершить все основные этапы тюремной реформы к 2006 г.
Как и многие другие аспекты государственной политики, реформа пенитенциарной системы откладывалась слишком долго (первая концепция была разработана в МВД в 1994 г.), а существующая система ГУИН буквально разоряет государство. Известный правозащитник Валерий Абрамкин, который сам провел шесть лет в тюрьме как политзаключенный, считает, что правоохранительные ведомства часто используют содержание под стражей как средство давления на подозреваемых. Но и практика судопроизводства далека от гуманности: чтение приговора иногда занимает несколько дней, дело по мелкому правонарушению составляет не менее ста страниц, а сам процесс может длиться годы (на Западе этому подвергают лишь особо опасных преступников).
Законодательство тоже выстроено на карательных принципах: применение нового Уголовного кодекса с его жесткими санкциями в судебной практике приводит к ситуациям, когда кража банки огурцов и повторная кража хомячка превращают малолетку в рецидивиста. Валерий Абрамкин утверждает, что в колониях все чаще стали появляться подростки, получающие 8 лет как рецидивисты за две-три кражи, "стоимость" которых не превышает 1200 рублей.
Сокращение числа "сидельцев" в СИЗО возможно за счет чисто административных мер: в результате улучшения работы конвойной службы в московские суды в июне было доставлено 700 человек (вместо 270). Некоторые шаги по облегчению ситуации в СИЗО были сделаны в новом проекте УПК (третье чтение запланировано на осень), однако по настоянию прокуратуры была снята поправка Виктора Похмелкина, предусматривающая расширение применения альтернативных видов наказаний заключению под стражу.
Для Минюста как исполнителя и для власти в целом выгоднее сократить поток заключенных, поступающих в тюрьмы. После перехода ГУИНа в Минюст ставка была сделана на увеличение числа условно-досрочных освобождений. Кроме того, начальник ГУИНа Владимир Ялунин сообщил, что Минюст сокращает число заключенных двумя способами: первый путь незатратный - законодательный, второй требует денег на строительство и ремонт тюрем и изоляторов. Однако строительство одного изолятора на 700-800 человек, по данным ГУИН, обходится примерно в 250 млн. рублей. Стоимость одного места в тюрьме составляет, по мнению Валерия Абрамкина, как минимум 24 тыс. долларов, а по оценкам Минюста - в два раза меньше. Выделяемых бюджетом денег катастрофически не хватает и президент вынужден давать поручения правительству разместить госзаказ на продукцию ГУИНа. В начале 90-х на казенных предприятиях ГУИН попытались освоить рыночные методы, но издержки на содержание заключенных не покрывались, да и коммерциализация предприятий этой системы создает почву для злоупотреблений. А с немногочисленных успешных предприятий субъекты Федерации приспособились взимать налоги (например, с колонии несовершеннолетних налог на милицию). Денег зачастую не хватает даже на питание, так что колонии обрастают пекарнями, огородами, крольчатниками и свинарниками. Впрочем, эта система полунатурального хозяйства, заведенная от безысходности, вряд ли согласуется с общим либеральным курсом правительства, предполагающим максимальное сокращение льгот.
Сейчас на согласовании в правительстве лежит направленная Минюстом "Федеральная целевая программа реформирования уголовно-исполнительной системы". И хотя в ней всего два раздела (реструктуризация производственного сектора УИН и программа строительства новых СИЗО и тюрем), оба требуют значительных средств, поэтому есть опасения, что концепцию вновь положат "под сукно". По мнению Виктора Похмелкина, "УИН - пасынок бюджета, а Минюст - слабое ведомство", инициативы которого не поддерживают ни МВД, ни Генпрокуратура, ни даже суды. А между тем пренебрежение тюремной реформой из-за отсутствия четкой концепции уголовной политики реально может воспрепятствовать любым инициативам Кремля в судебно-правовой сфере.