Зима 2001 года - Приморье. Этот лозунг может стать актуальным для всей России всего через несколько месяцев.
УЖЕ ЭТОЙ зимой в России может разразиться энергетическая катастрофа. Предостережение Рема Вяхирева о дефиците газа в России отнюдь не было "страшилкой" для Кремля. Газовики получили право самостоятельно отключать должников без согласования с местными властями. Москва отапливается газом, и заморозка столицы - реальная перспектива на эту зиму.
Согласно данным Государственного таможенного комитета, за пять месяцев этого года экспорт российского газа сократился на 6%. В этой связи возникают два вопроса. Неужели российский газовый гигант, наполняющий четверть бюджета страны, добровольно отказывается от экспортной выручки? Куда же смотрит новый глава компании Алексей Миллер, занимавшийся этой проблемой еще в качестве замминистра энергетики?
Чубайс подсидел Вяхирева
Косвенным подтверждением надвигающегося на Россию газового кризиса является зимний энергетический коллапс в ряде регионов России. Возник он не на пустом месте. Сегодня почти 80% российского газа добывается лишь из двух месторождений - Уренгойском и Ямбургском. Ямбургское истощено на 30%, Уренгойское - на 45%. Как и в предыдущие два года, по прогнозам экспертов, в этом году добыча "Газпрома" снизится на 15 млрд. куб. И предотвратить этот процесс не представляется возможным. Надежды в "Газпроме" связывают с введением в эксплуатацию Заполярного месторождения. Еще зимой Вяхирев утверждал, что "если Заполярное не запустить, то пол-России замерзнет".
Истощенные ресурсы - лишь одна из причин кризиса. Другая кроется в чрезмерных запросах основного потребителя "Газпрома" - РАО "ЕЭС". В энергетическом балансе страны доля газа составляет 64%. Для сравнения: в странах Западной Европы эта цифра в два раза ниже. Происходит это из-за того, что газ в России самое дешевое топливо, поэтому электростанциям использовать его гораздо выгоднее, чем тот же мазут или уголь. Экономить у нас не привыкли, поэтому желание "Газпрома" уменьшить внутреннее потребление газа закончилось ничем. Кремль, пригласив на ковер руководителей обеих компаний, предпочел не раздувать конфликт и заставил Вяхирева продолжить кредитовать энергетиков. Удаление Вяхирева из руководства "Газпрома" аналитики поставили в один ряд с усилением группы Чубайса. Такого же мнения придерживается нынешний топ-менеджмент "Газпрома", который больше не видит для себя перспектив работы в компании.
Первые шаги в "Газпроме"
Зато новый руководитель Алексей Миллер на новой должности сразу взял верный тон. Он пообещал президенту и премьеру увеличить к 2010 году добычу газа на 10-15%, а экспорт - на 50%. По его мнению, этого должно хватить на оплату социальных и политических проектов Кремля. Ведь на будущий год запланировано резкое повышение зарплат бюджетникам, военнослужащим, а также пенсий. Увеличатся и расходы на погашение внешних долгов. Кроме того, "Газпром" явно сделают заложником структурных реформ в других отраслях, например в РАО "ЕЭС" и МПС. В концепции реформы ЖКХ ни слова не говорится о тарифах на электроэнергию и газ, хотя они являются одним из ключевых ценообразующих факторов во всей системе ЖКХ.
За сыр надо платить
Откуда монополия будет черпать деньги, непонятно. По оценкам Минэнергетики, до 2005 года самому "Газпрому" понадобится 9,5 млрд. долл. инвестиций, а в последующие пять лет еще более 12 млрд. долл. Но желающих дать деньги "Газпрому" нет. Стратегические партеры "Газпрома" - "Рургаз", "Газ де Франс", "Шелл", "ЭНИ" и прочие - готовы дать денег, но взамен они требуют не только увеличить свою долю в капитале "Газпрома", но и гарантий прибыльности вложений от правительства. Сделать прибыльной работу на внутреннем рынке можно только непопулярными в народе мерами - повысив цены в четыре-пять раз. Но правительство на это не пойдет.
Сейчас Кремль пытается заставить нефтяников работать на внутренний рынок. Накануне своего назначения Миллер провел ряд встреч с руководителями крупных нефтяных компаний, на которых обсуждалась возможность их работы на газовом рынке. Но оказалось, что и их внутренний рынок мало интересует. Им нужен равный доступ к трубе, по которой можно было бы поставлять газ на экспорт. Такой доступ предусматривает радикальный вариант реформирования "Газпрома", рассматриваемый сейчас правительством. Но и в этом варианте, разрабатываемом в Минэкономразвития, нет ответа на вопрос, кто будет работать на неплатежеспособном рынке, где цена на газ в десять раз ниже европейской.
Кажущийся переход российской экономики в устойчивое состояние внушает Кремлю оптимизм в деле реформирования газового рынка. Однако без знания всей подноготной "Газпрома" здесь не обойтись, а на это нужны годы и своя хорошо подготовленная команда. Пока ни того ни другого в копилке Кремля нет.