Добродееву не привыкать выполнять ответственные государственные задания.
СОБЫТИЯ вокруг комиссии по помилованию при президенте РФ приобретают все более скандальный оттенок. Особенно после распространившейся информации о намерении назначить генерального директора ВГТРК Олега Добродеева на пост председателя комиссии вместо писателя Анатолия Приставкина. Момент для "вброса" информации был выбран как нельзя более удачно: все участники предполагаемого конфликта разъехались отдыхать. Ни Олега Добродеева, ни Анатолия Приставкина в Москве не оказалось.
Тем не менее на ВГТРК возможность назначения Добродеева ответственным за президентское милосердие категорически опровергли. "Такие слухи появились полторы недели назад, - сказали высокопоставленные источники на телеканале. - Мы сами решили выяснить, кто их распространяет, но "виновников" так и не обнаружили".
Впрочем, дело не в Добродееве. По словам высокопоставленных источников, сейчас вокруг президентской комиссии по помилованию происходит нешуточная борьба двух концепций реформирования этой организации - "чиновничьей" и "интеллигентской". Есть в Кремле и такие (они, правда, в меньшинстве), кто вообще считает, что комиссию по помилованию надо ликвидировать. Впрочем, вряд ли президент пойдет на это. Еще раз ссориться с интеллигенцией, особенно после истории с гимном, Путину не на руку. Известный поэт Евгений Евтушенко в интервью "НГ" сказал: "Сейчас для Путина наступает опасный выбор. Я считаю, что он совершит страшную ошибку, если распустит комиссию по помилованию, возглавляемую Анатолием Приставкиным, и введет должностной принцип отбора людей в эту комиссию. Последствия этой ошибки будут огромные". Но, несмотря на возражения интеллигенции, видимо, в скором времени в составе членов комиссии должны произойти качественные изменения.
Комиссия по помилованию была создана 12 января 1992 года, в самый разгар "демократической революции". Тогда остро стояла проблема досрочного освобождения, к примеру, тех, кто сидел за хозяйственные преступления, которые после крушения советской власти перестали считаться таковыми. Комиссия по помилованию фактически стала противовесом устаревшей уголовно-процессуальной системе. Члены комиссии изучали дела осужденных и передавали их на рассмотрение президенту, который демонстрировал милосердие и восполнял недостатки судебной системы. В состав же комиссии вошли известные представители оппозиционной интеллигенции советского периода: Анатолий Приставкин, Булат Окуджава, Лев Разгон, Роберт Рождественский, Мариэтта Чудакова, Александр Бовин, Александра Альбац, Юрий Крелин и Александр Борисов.
В августе прошлого года президент Путин поручил заместителю главы президентской администрации Виктору Иванову проанализировать деятельность комиссии, куда ввел первого представителя пенитенциарной системы - руководителя ГУИН Минюста Юрия Калинина. Иванов задачу понял, и с этого момента деятельность комиссии была приостановлена, а 2,5 тысячи дел о помиловании были заморожены. За все это время президент помиловал только 8 человек, включая американского шпиона Эдварда Поупа. В январе этого года Виктор Иванов доложил результаты своей проверки, согласно которым комиссия милует необоснованно много и неразборчиво. По мнению Иванова, помилование - по сути, индивидуальный акт прощения главой государства преступника в связи с особыми обстоятельствами - превратилось в акцию, которую можно охарактеризовать скорее как амнистию, в результате чего девальвируется сама идея помилования. Вывод, к которому пришел Иванов, - подходы к рассмотрению дел о помиловании должны быть более профессиональными, юридически грамотными, а следовательно, в президентскую комиссию должны войти чиновники Минюста.
Действительно, в словах Виктора Иванова есть своя логика. Статистика также встает на сторону замглавы президентской администрации. Вот лишь несколько цифр, которые показывают динамику работы комиссии: в 1992 году были помилованы 2726 человек, в 1995-м - 4988 человек, в 1999-м - 7418 человек, а в 2000-м - 12843 человека. Из помилованных в 2000 году более 76% были осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, 2689 человек сидели за убийство, 2188 человек - за причинение тяжкого вреда здоровью, 1834 человека - за разбой.
И достаточно проанализировать, сколько времени тратят члены комиссии на изучение каждого конкретного дела, чтобы определить качественную составляющую процесса помилования. Комиссия собирается раз в неделю. В прошлом году ее члены рассмотрели около 13 тысяч дел, то есть по 250 дел в неделю. Несложный подсчет показывает, что на изучение одного дела расходуется 10-15 минут ежедневно. Ясно, что индивидуальный и вдумчивый подход при таких цифрах просто невозможен. Комиссия по помилованию попросту превращается в "бюрократический конвейер". Для сравнения: в странах, где действует подобный институт помилования, рассматривается не более 500 помилований в год.
Несколько озадачивает и подход членов комиссии к отбору заявлений осужденных с просьбой о помиловании. Взять хотя бы несколько конкретных примеров. Недавно рецидивист Владимир Песков был помилован. В 1983 году он был осужден на 2 года лишения свободы за кражу и освобожден по амнистии, в 1984 году снова осужден за кражу. В 1987 году осужден в третий раз на 7 лет лишения свободы за грабеж и разбой, попытался сбежать из тюрьмы, но был пойман и осужден еще на полтора года. Освободился в 1996 году, и в том же году осужден снова - на 8 лет лишения свободы за разбой. В прошлом году был помилован. С другой стороны, в помиловании было отказано человеку, осужденному на 5 лет за кражу трех куриц и двух индюшек.
Но и у членов комиссии есть свои доводы. Так, драматург Марк Розовский считает, что "помилование выгодно обществу, ведь рецидив среди помилованных - 9,4%, что в несколько раз меньше, чем среди полностью отбывших срок". Главное, с чем не согласны представители либеральной интеллигенции, что в комиссию придут чиновники Минюста - то есть миловать преступников будут те, кто их сажал. К тому же, если уж говорить о профессионализме членов комиссии, все документы, которые рассматривает комиссия по помилованию, сначала проходят через администрацию ИТУ и юридическую экспертизу администрации президента.
Право помилования, которым президент обладает по Конституции, по сути, является анахронизмом. Это царская прерогатива, сохранившаяся до сих пор и ставящая демократически избранного президента над законом. Хотя в России во все времена российский народ всегда апеллировал к главе государства как источнику абсолютного авторитета и справедливости.
Это, конечно, дает определенные гарантии, что комиссию не ликвидируют. Но реформировать ее все-таки будут. А сценарий изменений, видимо, следует из логики "вброса" информации о якобы планирующемся назначении Олега Добродеева на пост главы комиссии. Вполне возможно, что скоро в комиссию придут люди из Минюста, руководить которыми назначат "свадебного генерала" из числа лояльных представителей творческой интеллигенции.