0
848
Газета Политика Интернет-версия

24.07.2001 00:00:00

"Мы не побеждены"

Тэги: купцов, кпрф, путин


- Валентин Александрович, президент предложил КПРФ изменить название партии, однако вы, похоже, категорически против. В то же время руководство партии много раз утверждало, что является преемником КПСС, а стало быть, и преемником РСДРП.

- Это предложение Путина звучит уже не впервые. И мы в очередной раз отвечаем, что в нашей партии этот вопрос не обсуждается и не будет обсуждаться в ближайшие десять лет. Начиная с 1993 года эта идея нам все время подбрасывается. Сначала в 1991-1994 годах мы ее тоже активно обсуждали в связи с шоковым состоянием партии в тот момент. Когда деятельность КПРФ приостановили, было много конъюнктурных предложений, как выжить в тех условиях и получить легитимность. Тогда появилась Социалистическая партия трудящихся во главе с Людмилой Вартазаровой, Роем Медведевым - там было больше 120 тысяч членов. То есть искусственно создавалась крыша, под которой работали многие коммунисты, не задумываясь о названии, "социалистическая" партия или "коммунистическая". И в 1993-м, после победы в Конституционном суде, на втором восстановительном съезде КПРФ обсуждалась идея о переименовании, чтобы партия получила большую свободу действий и привлекла на нашу сторону центристов. Но в течение последних пяти лет этой проблемы в партии не существует. Переименование партии не происходит по рекомендации президента, оно должно вырастать внутри партструктуры. Однако из всех 18 тысяч первичек мы не получили ни одного предложения снизу о переименовании КПРФ. Поэтому название останется. Оно отвечает нашим программным целям. И потом, даже если мы переименуемся, ничего в нашей партии не поменяется, мы останемся оппозицией.

- Замена названия означала бы также изменение вашей программы. Если президент говорит о возможном социал-демократическом будущем КПРФ, то он, вероятно, просто выражает пожелания большей части общества, которая предпочитает предсказуемую стабильность.

- РСДРП было хорошим названием для партии начала прошлого века. Сегодняшняя социал-демократия прошла очень серьезное перерождение, и опыт последних десяти лет говорит о том, что она сегодня мало защищает права наемных работников, ограничивает социальные гарантии, усиливает роль капитала. Имидж социал-демократов в мире упал, особенно после того, как 13 социал-демократических правительств поддержали НАТО и были участниками бомбежек Югославии. Даже в собственных странах их авторитет поблек. Но мы не отказываемся от своей программы, а там записано несколько тезисов, которые близки к социал-демократическим: признание права частной собственности, право политического плюрализма, принципиально новое отношение к религии. Мы отличаемся от любой социал-демократии Запада: КПРФ считает, что власть должна принадлежать народу, а не олигархам. Везде у социал-демократов власть принадлежит капиталу, да и в России власть у капитала. Сейчас он фактически вошел в государственные структуры власти.

- Но ведь и КПРФ тоже сотрудничает с предпринимателями?

- Одно дело сотрудничество, а другое - передача власти олигархам. Почему бы нам в условиях, когда страна распродается западному капиталу, не поддержать тех государственников, которые работают в интересах России? Период сегодня такой. И Путина мы поддерживаем до тех пор, пока он работает на Россию. А когда президент идет против интересов большинства, тогда мы его не поддерживаем и остро реагируем на Земельный и Трудовой кодексы, на закон о валютном регулировании. Потому что здесь нет первенства государственных интересов и интересов людей труда. И происходит все это, мне кажется, еще и потому, что олигархи организационно окрепли. Сейчас РСПП Аркадия Вольского - это Политбюро олигархического капитала, которое диктует условия президенту. Я думаю, что в этих условиях роль оппозиции состоит в том, чтобы настойчиво и боевито защищать интересы народного большинства.

- Социал-демократических партий в России довольно много. Есть ли у КПРФ шанс втиснуться в эту переполненную политическую нишу?

- При выдвижении этой идеи надо учитывать, что для нее отсутствует социальная база, а кроме того, надо учитывать опыт создания таких партий. Сейчас существует около 15 социал-демократических или социалистических партий с очень известными деятелями, как Михаил Горбачев, Константин Титов, Гавриил Попов, Мартин Шаккум, Иван Рыбкин. Казалось бы, они ставят нормальную задачу создать партию, подтягивают финансовые ресурсы, опираются на возможности Социнтерна, устанавливают широкие международные связи, но каков финал? В России они не пользуются значительным авторитетом в обществе: голосуют за них за всех - около 1%. Опыт и практика построения социал-демократического движения в России подтвердила, что у избирателей нет доверия к этому движению.

- А вы лично смогли бы сесть за один стол с Михаилом Горбачевым и Александром Яковлевым?

- Нет.

- Электоральной базой социал-демократии традиционно является нарождающийся в России средний класс, в то время как вас поддерживают полумаргинальные слои населения.

- Устойчивого развития социал-демократии на ближайшие годы в России я не вижу, потому что никакой социальной базы для этого нет. Все социал-демократические партии опираются на средний слой. В нашем раздробленном обществе, где всего около тысячи олигархов плюс 5-7%, обслуживающих эту группу, около 60% - это люди обездоленные, живущие при серьезном ограничении социальных гарантий. Можно что угодно высказывать как пожелание, но пока общество отвергает социал-демократов: большинство отдают предпочтение другим партиям - КПРФ, ЛДПР, "Отечеству", "Единству", СПС и "ЯБЛОКУ". Искусственное выращивание социал-демократии ничего не принесет.

- Один из известных левых идеологов Александр Проханов полагает, что руководство КПРФ слишком долго применяло "бархатные" методы борьбы. Может, вы уже упустили свое время?

- Я не согласен с его точкой зрения. Александр Проханов - уважаемый человек и большой философ, но он никогда не был коммунистом, у него своя линия и вера - он настоящий патриот и державник. Проханов хотел бы, как и многие другие честные люди, чтобы все решилось одномоментно вчера, на худой конец завтра. Но жизнь показала, что общество должно созреть. Я думаю, наши люди только по истечении пяти-семи лет начали понимать, что же они потеряли с социализмом. Созревание еще не завершилось, но оно уже началось. Мы не побеждены, и осень еще должна будет сказать свое слово. Коммунальная (резкое повышение тарифов), земельная, пенсионная реформы - это очень мощные рычаги, которые будут активизировать протестное движение в стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
512
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2234
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1464
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1093

Другие новости