Вряд ли спикер Cовета Федерации Егор Строев (слева) считает прошедший год удачным для верхней палаты.
ПОЧТИ год прошел с того момента, как Совет Федерации принял закон о новом порядке формирования верхней палаты. В свое время ни один из путинских шагов по укреплению вертикали власти не был встречен с такой агрессией, как этот документ. И даже Закон "Об общих принципах", который давал президенту право снять губернатора. В губернаторских головах не укладывалось (и вполне справедливо), что Владимир Путин сразу же воспользуется такой возможностью и "уволит" пару-тройку региональных начальников.
Зато закон о новом порядке формирования Совета Федерации ударил по интересам региональных лидеров сразу и ощутимо. Фактически губернаторам, а тем более главам законодательных собраний субъектов РФ попросту предлагалось надолго распрощаться с возможностью влиять на политику федерального масштаба. Представить, что региональное начальство собственноручно позволит президенту "отстранить" их от общероссийских дел, было невозможно. Государственная Дума уже готовилась преодолевать вето Совета Федерации, подсчитывая расклад голосов. А верхняя палата пребывала буквально в шоке, прикидывая возможность уйти в оппозицию, одновременно прекрасно понимая, что подобное поведение может быть чревато последствиями.
Впрочем, глава государства тогда повел себя по-джентльменски, объяснив с экранов телевизоров, почему возникла необходимость совершить столь резкий и болезненный для губернаторов шаг. По мысли президента, российский сенат должен был стать более профессиональным, а главы регионов и законодательных собраний, освобожденные от законотворческой деятельности в Москве, имели бы возможность больше внимания уделять своим субъектам Федерации. Хотя не последней целью реформы верхней палаты должна была стать покладистость Совета Федерации, выражающаяся в принятии буквально всех законов, предложенных президентом и правительством.
Результат налицо - коэффициент полезного действия СФ вырос до заоблачных высот. Без особого шума приняты такие документы, как закон о милиции, что при Борисе Ельцине представить было просто невозможно. Более того, уже не имеет смысла искать интригу вокруг прохождения в Совете Федерации Земельного кодекса, который поступит в верхнюю палату осенью. Очевидно, что документ, воспринимающийся регионами весьма неоднозначно, будет принят при любой погоде.
Самой расхожей характеристикой СФ является слово "скучный". И действительно за год Совет Федерации стал спокойным, предсказуемым и неконфликтным. Проявление бурных эмоций осталось в прошлом. Летом двухтысячного российский сенат представлял собой более интересное зрелище. С каким вниманием тогда следили за каждым словом президента Чувашии Николая Федорова, возглавившего многочисленную, но безмолвную сенаторскую оппозицию. Основная масса губернаторов предпочитала пожимать ему руку в тиши кабинетов. Публично чувашского лидера отважились поддержать лишь глава Ингушетии Руслан Аушев и, как это ни странно, новгородский лидер Михаил Прусак - человек, в свое время первым предложивший Владимиру Путину в открытом письме "трех губернаторов" провести реформу по укреплению властной вертикали. Молчаливая фронда процветала: об опасности сенаторской "контрреволюции" говорили как о событии ближайшего времени, стоит только губернаторам чуточку прийти в себя.
Но закон был принят - правда, через отклонение и последующее создание согласительной комиссии, работа которой протекала отнюдь не гладко. Во-первых, члены СФ понимали, что в Государственной Думе вполне хватит голосов для преодоления вето верхней палаты. Во-вторых, на умы региональных начальников произвели впечатление обильно распространенные в Интернете слухи об имеющихся на каждого из них "чемоданчике с компроматом". В-третьих, от бурного проявления негативных эмоций в адрес путинских реформ региональных начальников "отговаривали" рейтинги российского президента. Народная любовь к Владимиру Путину была несопоставима с рейтингами даже самых любимых избирателями губернаторов.
Однако самым важным фактором, поубавившим радикальный сенаторский пыл, стал указ президента о создании Госсовета. Прошлым летом уверенность в том, что новый орган действительно сможет компенсировать региональным начальникам утрату СФ, была гораздо сильнее, чем сейчас. Главы регионов с головой ушли в процесс обсуждения, почему тот, а не другой губернатор был обласкан Владимиром Путиным и введен в состав президиума Госсовета, а также занимались подготовкой разнообразных "домашних заданий" президента в рабочих группах нового органа.
Тем временем новые сенаторы уже вовсю занимали места в здании на Большой Дмитровке - списки "новичков" пестрили знакомыми именами. Там можно было увидеть и бывшего вице-премьера Вадима Густова, и "правительственного долгожителя", экс-министра без портфеля Рамазана Абдулатипова, и главу Росинформцентра Михаила Маргелова. А СМИ обсуждали, сложатся ли в верхней палате парламента политические фракции. В качестве главы коммунистической сенаторской "ячейки" называли бывшего губернатора Краснодарского края Николая Кондратенко, а фракции "Единство" - главу Центрального исполнительного комитета партии Сергея Попова. Этим ожиданиям сбыться все-таки было не суждено - несколько сенаторов с гордостью анонсировали создание группы "Федерация" - структуры с туманными целями и желанием "поддерживать президента". День за днем странное образование пополняло свои ряды новыми и новыми членами СФ, а наличие в руководстве группы партийцев "Единства" позволяло подозревать в группе фракцию одноименной партии, фракцию первую и, правда, похоже, последнюю. К созданию структуры приложила руку администрация президента, и "Федерация" должна была стать дополнительным гарантом спокойного прохождения законопроектов через СФ. Со своей миссией она, похоже, прекрасно справляется. Даже несмотря на то, что новое образование до сих пор вызывает аллергию у руководства верхней палаты. Впрочем, пребывать на посту спикера СФ орловскому губернатору Егору Строеву осталось недолго - в октябре у него выборы в родном субъекте РФ. А слухи о том, что переизбравшись на пост главы региона, Егор Семенович оставит это место вице-губернатору, благо законы позволяют, и продолжит предводительствовать российским сенатом, похоже, так и останутся слухами. Ведь в случае, если это произойдет, Совету Федерации грозит вступление в период двоевластия - внушительных размеров группа "Федерация" уже подготовила Строеву своего преемника.
Конечно, говорить о том, что в Кремле до конца довольны нынешним состоянием Совета Федерации - неверно. Не секрет, что место сенатора все еще можно купить, а политическая целесообразность при принятии решений оттесняется экономическими интересами региональных лобби-групп. Но Кремлю это в вину поставить нельзя - именно губернаторы в свое время настояли на единоличной возможности назначать сенатора. А теперь, по некоторой информации, сделали из сенатора предмет торга с Центром. Поэтому вполне естественно, что мысль о прямой выборности Совета Федерации звучит все чаще.