Как и предполагала "НГ", большая пресс-конференция Владимира Путина не обошлась без сюрпризов. Референты, готовившие президенту "шпаргалку", досадовали: "Зря старались - сплошные экспромты". Впрочем, если разобраться, экспромтов получилось всего три.
Первый - повергший журналистов в недоумение. Говоря о реструктуризации кабинета министров, Путин категорически заявил: "Сроков реформы правительства никто из официальных лиц не называл". В зале удивились.
История с реформированием правительства началась еще в декабре прошлого года. Президент дважды за одну неделю резко критиковал правительство, после чего и родилась идея заняться реструктуризацией кабинета. Чиновники и в открытую, и в частных беседах на протяжении всей зимы уверяли, что к началу марта в России появится новое и по структуре, и по составу правительство. Затем представители власти практически единодушно отнесли это мероприятие на конец марта. Реформ и отставок ждали и к маю. А после памятного заявления Михаила Касьянова о том, что правительственные предложения по реформированию кабинета готовы и изменение структуры произойдет в ближайшие две недели, к "игре" подключился Кремль. Источники фактически опровергли премьер-министра и заявили о его излишнем оптимизме относительно сроков.
Прогнозы оправдались. Как заявил на пресс-конференции Путин, "не нужно ждать революционных преобразований. Реформирование будет готовиться в плановом порядке". Решения должны "дозреть". К их подготовке президент пообещал подключить депутатов Госдумы, экспертов, что, в общем, тоже новость. К примеру, реформирование силового блока обошлось без такого рода консультаций - Путин точно знал, чего он хочет, и не нуждался в дополнительных советах. В случае с реформой правительства все иначе. Президент или не знает точно, какой вариант предпочесть, или не уверен, что сможет точно реализовать запланированное. И поэтому предпочитает прибегнуть к той схеме, по которой работает Госсовет - полезной в информационном плане, но ни к чему не обязывающей в политическом.
Неожиданным стало и признание Путина относительно коммунистов. По словам президента, на одной из встреч с лидерами КПРФ он предложил вернуть партии прежнее название: Российская социал-демократическая рабочая партия. Кремль напоминает левым о том шансе, который давался им еще около года назад: или реформироваться своими силами, или окончательно превратиться в маргинальную структуру. Президентское резюме это подтверждает: если коммунисты будут ориентироваться на современные ценности и не цепляться за то, что себя уже дискредитировало, они могут надеяться на хорошие перспективы, если нет - "их ждут тяжелые времена".
Однако Путин прекрасно понимает, что КПРФ не может изменить только название. За этим неизбежно должно последовать и изменение программы. Хотя бы потому, что традиционная опора коммунистов - люмпен-пролетариат, а социал-демократы во всем мире ориентируются на средний класс. Россия в этом смысле - не исключение, и желающих поиграть на социал-демократическом поле здесь вполне хватает. Например, сейчас идет активный процесс объединения "эсдеков" под эгидой Михаила Горбачева, Константина Титова, а также Геннадия Селезнева. Кстати, его движение "Россия" в свое время пользовалось активной поддержкой Кремля для "перекраски" красного электората в розовые тона.
И не случайно коммунисты отнеслись к президентскому предложению без особого энтузиазма. Так, по словам замглавы КПРФ Валентина Купцова, "с именем компартии значительная часть россиян сегодня соотносит историю советского государства".
О другом символе оппозиции - Борисе Березовском - Путин, пожалуй, впервые говорил с такой откровенной иронией: "Борис Березовский - это кто?.. Он неуемный и неугомонный человек. Он всегда кого-то назначает и кого-то свергает". Этой снисходительной репликой президент дал понять, что Кремль не принимает всерьез угрозы эмигрировавшего предпринимателя. Да и повторять историю с Владимиром Гусинским было бы политическим перебором. В то же время Березовскому президент готов дать свой специфический шанс. "Пусть трудится... Если он будет выискивать такое, что мы делаем неправильно, и предъявлять общественности, мы ему должны быть только благодарны. Потому что это должно корректировать наше собственное поведение. Он человек неглупый, может, чего-нибудь и накопает". "Трудиться" и "копать" предлагается, естественно, в "конструктивном" направлении.