Валерий Горегляд надеется на здравый смысл сенаторов
- Валерий Павлович, как, по вашему мнению, сложится судьба Земельного кодекса в верхней палате парламента?
- Я не могу отвечать за все регионы. Их мнение, разумеется, будет разным. Тем более, вопрос о земле в России всегда был самым болезненным. Но это крайне необходимый рыночный закон и урегулировать эту проблему на законодательном уровне давно пора. Ведь фактически многие правовые отношения, о которых идет речь в Земельном кодексе, существуют уже сейчас. Это, в частности, оборот земли, который пока носит теневой характер. Мы должны вывести его из тени. Исход рассмотрения закона, конечно, предсказуем, но окончательные выводы можно будет делать только тогда, когда в Совете Федерации развернется полноценная дискуссия. Как правило, наиболее слышны голоса противника. Потому что те, кто согласен, уже давно все для себя решили, и они просто молчат. В результате создается впечатление, что в верхней палате возникает некий фронт. Я не умаляю сложности этой проблемы и не говорю, что у закона будет легкая судьба, но в конечном итоге здравый смысл возобладает.
- Почему "красные губернаторы" выступают резко против? Способно ли их мнение повлиять на исход рассмотрения закона?
- По-моему, это просто одна из последних идеологических установок, за которую левые цепляются. Если они согласятся с Земельным кодексом, то красные политические движения уже не смогут идентифицироваться для населения с КПРФ на фоне других политических сил. Земля для них, наверное, тот самый последний отличительный момент. Но такое ожесточенное сопротивление долго не просуществует. Многие раздражения левых построены просто на опасениях. У них нет жесткой аргументации, почему закон противоречит, к примеру, логике экономических преобразований, существующему государству. И в этом смысле они, конечно, здорово проигрывают.
- Есть ли у вас претензии к Земельному кодексу после рассмотрения его во втором чтении в Государственной Думе?
- Я не являюсь специалистом в области земельных отношений, но мне кажется, что ряд моментов все-таки требует доработки и уточнений. В частности, надо изменить положение, по которому арендодатель может передавать свое право аренды третьему лицу без уведомления собственника земли. Мне кажется, в таком вопросе, как земля, этого не должно быть, это опасно. Вопросы вызывает и вторая глава Кодекса - в ней надо уточнить формулировки, чтобы они не давали возможности спекулировать землей.
Константин Титов призывает не бояться слова "спекуляция"
- Константин Алексеевич, предскажите, пожалуйста, исход рассмотрения Земельного кодекса сенаторами.
- Я в режиме предсказаний не работаю, но есть чувство здравого смысла и логики. Думаю, что Земельный кодекс должен пройти. Во-первых, только 32 субъекта Федерации высказали отрицательное отношение к документу, а 57 отнеслись к нему спокойно. То есть расклад голосов в принципе на грани прохождения законопроекта в Совете Федерации, а не отклонения его. Меня, правда, не удовлетворяет то, что в документе не до конца выдержаны те позиции, о которых говорил президент в своем послании. А говорил он о том, что если субъекты Федерации не готовы продавать земли сельхозназначения, то пусть не продают. А те, кто готовы это делать, должны принять региональное законодательство и продавать. Это очень правильная позиция президента в масштабах огромной державы с огромными земельными ресурсами, в том числе и землями сельскохозяйственного назначения. У меня остается надежда, что будет федеральный закон о гражданском обороте земель сельхозназначения и в рамках этого закона это и будет прописано.
- В качестве претензии к Земельному кодексу левые называют возможность спекуляции землей.
- Слова "спекуляция" бояться не надо. Все действия на товарном, сырьевом и финансовом рынках и называются "спекуляцией". Важно, чтобы те люди, которые занимаются продажей и куплей земли, платили налоги со сделок. Чтобы работали регистрационные палаты, был закон о регистрации прав на имущество, в том числе и на землю. Тогда все будет нормально.
Василий Стародубцев считает, Что Земельный кодекс - заказ ЦРУ
- Василий Александрович, вы являетесь ярым противником Земельного кодекса. В чем ваши претензии к документу?
- Всемирный банк, олигархи, ЦРУ и их приспешники, вся наша внутренняя контрреволюция проталкивают самый последний антинародный, как говорят, шаг, направленный на окончательное закабаление народа. Сам великий Лев Толстой сказал: "Продажа земли есть скрытая форма закабаления человека". Можно в любую бумажку заворачивать этот факт, но такого не случалось сто лет. Чтобы так, в угоду определенной части населения, свершалось бы антинародное действо. Великие люди, такие как Жорес Иванович Алферов, обратились ко всем и сказали: "Что вы делаете? Остановитесь!"
- Но купля-продажа уже вовсю идет. Не лучше было бы ее узаконить?
- Может и лучше. Но у нас и бандитизм идет, и воровство. Так давайте и их узаконим.
- Как, по-вашему, отреагирует на Земельный кодекс Совет Федерации?
- Скажу за себя - я отрицательно реагирую на это событие. Вы уже это заметили.