-ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, чем были вызваны кадровые перестановки в центральном аппарате МВД и означают ли они, что работа министерства будет в корне реформирована?
- Реформа назрела, она продиктована временем. Необходимо изменить отношение к милиции со стороны населения, вернуть растраченное доверие. Такую задачу президент поставил перед министром внутренних дел.
- Как в министерстве собираются ее выполнять?
- Министр предлагает новую концепцию деятельности МВД - концепцию общественной безопасности. Суть ее в том, что главной задачей милиции должна стать безопасность рядового гражданина. Что происходило в последние годы? Росла организованная преступность. На "громкие" убийства и бандитские разборки средь бела дня милиция реагировала созданием ГУБОПов, а затем и целого департамента криминальной милиции. По существу, все силы были направлены на решение только одной задачи - заинтересованное, скажем так, "обеспечение" определенных видов предпринимательской деятельности. Допустим, есть на территории отделения милиции рынок - милиционеры занимаются в основном "обеспечением" его работы. Человека раздражает, когда по телевидению то и дело показывают очередного убитого предпринимателя или бандита, его больше беспокоит, чтобы ребенок благополучно вернулся из школы. Милиция стала вырождаться как структура, которая призвана быть защитником общества - практически атрофировались такие службы, как участковая, патрульно-постовая. Отсюда и недоверие людей. Поэтому в новой структуре МВД служба общественной безопасности занимает такое же по значимости положение, как и служба криминальной милиции. Их возглавляют заместители министра генерал-полковник милиции Александр Алексеевич Чекалин и генерал-майор внутренней службы Николай Леонидович Бобровский.
- Поправки к Закону "О милиции" относительно назначения руководителей УВД краев и областей - тоже в русле новой концепции?
- Согласно поправкам, принятым в результате работы согласительной комиссии, назначать начальников ГУВД и УВД субъектов Федерации будет президент по представлению министра внутренних дел при выяснении мнения руководителей субъектов Федерации. Я считаю, что это шаг в сторону усиления доверия к милиции со стороны региональных властей, а значит, и самих граждан. В то же время это усиление ответственности милиции, с которой можно будет больше спрашивать.
- Поговаривают, что выяснение мнения местных руководителей, возможно, будет носить формальный характер: прези-дент с министром сами решат, кому возглавлять местные УВД.
- Сейчас слово за Советом Федерации, и если поправки будут приняты представителями регионов, то это будет говорить само за себя. В новой ситуации, когда усилится ответственность министра перед президентом за каждого своего представителя на местах, мы сможем постепенно прийти к тому, чтобы финансирование милиции осуществлялось с учетом эффективности ее работы. Речь идет не о перетягивании полномочий с одной площадки на другую, а о согласии между Центром и регионами и нашей общей безопасности.
- А по каким критериям теперь будет оцениваться работа милиции? До настоящего времени это делалось по процентам раскрываемости преступлений, что, как известно, породило систему очковтирательства. Так, многие преступления просто не регистрируются.
- Это непростой профессиональный вопрос. Однако он не может быть решен без учета мнения общественности. Поэтому министр решил вынести его на публичное обсуждение. Ключевая цель - свести к минимуму укрытие преступлений от учета. А основной причиной укрывательства большинство экспертов называют процент раскрываемости. Этот критерий должен быть пересмотрен, а его применение должно быть ограничено лишь кругом особо тяжких преступлений. Кроме того, потребуется определить, если так можно выразиться, производительность труда конкретного милиционера и подразделения. Будет учитываться оснащенность подразделения, криминогенная ситуация на данной территории и прочее.
- Если я правильно понимаю, у кого будет большая раскрываемость преступлений, тот будет получать большую зарплату.
- Нет, неправильно. Главной будет не раскрываемость, а эффективность. Причем она может определяться и с учетом социологических опросов населения, как это и делается во многих странах. В Швеции, например, лучшим полицейским подразделением признается то, куда люди чаще обращались за помощью - значит, доверяют.
- Решать с помощью социологических опросов, сколько платить тому или иному милиционеру - это действительно ново. Но известно, что социологические службы способны не только выяснять общественное мнение, но и формировать его в ходе опроса в направлении, удобном заказчику.
- Это лишь одна из идей, которая может быть использована. Важно найти механизм объективного учета общественного мнения.
- Вы говорите о связях милиции с населением. Как это может выглядеть сейчас? В прежние времена тоже любили об этом говорить, что не вызывало ничего, кроме раздражения. Что вы хотите здесь создать?
- Ну, во-первых, не все было плохо в советские времена в работе милиции. А создать мы хотим прежде всего условия для работы участковых милиционеров. Например, в Вологде это делают. Там приоритет отдан работе участковых. Они занимаются профилактикой преступлений, и это дает результаты. В Вологодской области всего 6 нераскрытых уголовных дел по статье "убийство".
- Какой будет информационная политика МВД? Помнится, ваш предшественник составил памятку по формированию имиджа главы ведомства. Перед вами стоят специальные задачи в этом отношении?
- Что касается имиджа руководителя министерства, то никаких специальных задач на этот счет не ставилось. Постараемся сформировать коллектив, который будет оперативно предоставлять достоверную информацию о работе органов внутренних дел и самого министерства. Безусловно, главное внимание будет уделено тому, что назрело. Общество, например, должно быть полностью информировано о переданных в суд коррупционных делах в отношении сотрудников милиции. Кроме того, мы хотим уйти от постоянной и навязчивой демонстрации сцен насилия, в том числе и в программах нашей объединенной редакции, в той же "Дежурной части". И перейти к более позитивной информации. Без хороших новостей людям нелегко.
- На ключевые должности в МВД приходят люди из госбезопасности, например, Николай Бобровский, в недавнем прошлом кадровый офицер КГБ, а ныне - замминистра, глава Службы криминальной милиции. Это как-то скажется на методах работы милицейского ведомства?
- Знаете, действующий президент нашей страны тоже выходец из органов госбезопасности. Ну а что касается нашего министерства, то его деятельность, как и деятельность ФСБ, подчинена законам. Это правило без исключений. Следовательно, методы работы не изменятся. Речь идет лишь о повышении эффективности работы.
- Но у госбезопасности всегда очень специфические отношения с законом в силу специфичности же своих задач. Может ли это быть перенесено на работу в милиции?
- Задачи у госбезопасности, действительно, особые. А вот насчет специфических отношений с законом я категорически не согласен. Специфика деятельности этих служб находится в пределах правового поля и весьма жестко регламентирована. Что касается вашего вопроса, то отмечу, что хотя у спецслужб и органов внутренних дел и общая цель - защита граждан и государственных институтов, однако весьма разные области деятельности.