0
1641
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

"Они делают вид, что управляют нами, а мы делаем вид, что их уважаем"

Тэги: экономика, теневая, бюджет


экономика, теневая, бюджет Работяга-автослесарь предоставляет "теневые" услуги на 5 миллиардов долларов в год.

"КОРОЛЬ и народ - это две параллельные прямые, которые пересекаются на баррикадах". Это изречение принадлежит неизвестному нам французскому мыслителю не то XVIII, не то XIX века. Удивительно, но фраза весьма точно характеризует ситуацию в сегодняшней России. Не в части баррикад, а в части параллельных прямых. То есть если адаптировать французское изречение к российским реалиям, то звучать оно будет так: "Президентская власть и народ - это две параллельные прямые, которые пересекаются у пунктов обмена валюты".

"ЛУКОЙЛ" И РЕПЕТИТОРЫ

Такая несколько витиеватая преамбула понадобилась, чтобы объяснить сенсационность изложенных далее фактов. Недавно стали доступны результаты очередного исследования теневой экономики в нашей стране, проведенного Социологическим центром Российской академии госслужбы. Приведем лишь некоторые результаты этой работы.

По данным социологов, теневой (то есть неопосредованный кассой и проходящий мимо налоговых органов) оборот рынка, который условно можно назвать "Ремонт квартир и сантехники", составляет 14,5 миллиарда долларов в год. Для сравнения: годовой оборот компании "ЛУКОЙЛ" равен примерно 12-14 миллиардам долларов.

Оборот рынка, именуемого "Покупка стройматериалов и строительные работы", равен 7,7 миллиарда долларов. Для сравнения: это больше, чем производят в год такие фирмы, как "Норильский никель" или Тюменская нефтяная компания.

Трудно поверить, но по статье расходов "Уход за детьми или престарелыми родственниками" жители России выкладывают в год 700 миллионов наличных долларов. Для сравнения: все боевые операции в Чечне обходятся нашей стране ровно вдвое меньше.

И уж совсем поражают воображение расходы несчастных родителей на оплату услуг репетиторов для своих детей-абитуриентов. По самым минимальным оценкам, это более 2 миллиардов долларов в год. Для сравнения: годовой оборот "Аэрофлота" равен примерно 1 миллиарду долларов.

Перечень других сегментов теневого рынка можно продолжать, деньги, которые там крутятся, не менее внушительны. Если суммировать обороты всего лишь тех "отраслей", которые попали в поле зрения социологов (а это далеко не вся теневая экономика), то итог будет равен полутора-двум годовым федеральным бюджетам.

Другими словами, Кремль, правительство, парламент и вся региональная бюрократия сидят на корзине с 30 миллиардами долларов, а вокруг них бродят 50-60 миллиардов наличных баксов, к которым они не имеют абсолютно никакого отношения. При этом существуют гаденькие подозрения, что силенок социологов не хватило на полноценное обследование всего теневого рынка и реальный оборот подпольной экономики по своим размерам сопоставим со всей легальной. То есть счет может идти не только на десятки, но даже на сотни миллиардов наличных долларов.

Безусловно, упоминанием теневой экономики никого не удивишь. Но мало кто задумывался о том, что всплывавшие и всплываемые в разное время и по разным поводам миллиарды "неучтенных" долларов на самом деле в корне меняют представление о политической ситуации в России.

Вот, например, вся гигантская государственная машина, включая персонально Путина, Касьянова, Селезнева, Кудрина, Жукова, какой частью экономики и, соответственно, страны управляет: только легальной или же и каким-то процентом теневого оборота тоже? Согласитесь, уже сама по себе такая постановка вопроса по меньшей мере рискованна.

ВЛАСТЬ В ШТРАФНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Без тени иронии - за последний год исполнительная власть при личном участии президента добилась выдающихся законодательных достижений в экономике. Одно только снижение личных налогов до 13%, принятие Земельного кодекса, старт реформ естественных монополий дорогого стоит. Действительно, революционные преобразования. Но какое отношение этот законодательный триумф имеет к России нелегальной?

По-видимому, весьма отдаленное. А к реальным тете Маше и дяде Федору, живущим в одном из подмосковных поселков, и вовсе никакого. Массажистка тетя Маша, официально числясь домохозяйкой, зарабатывает около 3 тысяч у.е. в месяц. Ее муж, дядя Федор, руководит несколькими строительными бригадами и приносит в дом около 5 тысяч. Никакого ИННа у них нет, нет и никакого ПБОЮЛа (в недавнем прошлом ИЧП) - следовательно, государство с его революционными законами их не интересует. Поэтому неудивительно, что ни тетя Маша, ни дядя Федор ни о каком Кудрине или Жукове и слыхом не слыхивали. А президент им нравится, симпатичный, говорят, мужик.

Если кто из Минфина думает, что с 1 января эта подмосковная семья кинулась платить "революционный" налог в 13%, то он глубоко ошибается. Они не будут платить налог даже в 1% - и не потому, что очень жадные. Проблема в другом. Если эта семья пожелает платить налоги, то есть легализовать свои доходы, то она немедленно потеряет источники своего существования. Ведь следующим шагом должна стать легализация расходов клиентов тети Маши и дяди Федора. А клиенты сами находятся в положении массажистки и строителя, работая, допустим, в ГИБДД или PR-фирме. Эту теневую цепочку можно раскрывать до бесконечности, доходя до самого верха. А на самом верху возникает та самая бюрократия, о статусной ренте которой уже говорил президент.

Обратим в этой связи внимание всего лишь на два факта. Первое - согласно поданным декларациям о доходах многих политиков и высших чиновников, их заработки в 2000 году возросли в 2-3 раза, тогда как рост реальных доходов населения России составил всего 9%. Второе - экономика России в 2001 году вырастет максимум на 5-6%, а, к примеру, продажа иномарок - в 2 раза. Такая парадоксальная вилка между официальной цифирью и реальным положением дел объясняется исключительно влиянием и весом теневой экономики.

Теперь конкретно о том, какое отношение все это имеет к политике. Если представить себе Россию в виде футбольного поля, то власть играет в футбол исключительно в штрафной площадке. Да, именно в штрафной площадке решается судьба матча и забиваются голы. Но за пределами этого пятачка действуют другие правила, игроки живут по другим законам и, похоже, играют даже не в футбол. Этот образ во многом объясняет аполитичность, которую в последнее время особенно демонстрирует российский обыватель, и равнодушие, с которым он относится к реформаторским усилиям власти. Эту аполитичность и равнодушие некоторые политтехнологи называют стабильностью и ставят себе в заслугу.

С таким же успехом Политбюро ЦК КПСС могло бы поставить себе в заслугу безропотность советского народа, который предпочитал руководствоваться выражением: "Они делают вид, что платят нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем". Сейчас настали другие времена, и уже другой обыватель, посмеиваясь, говорит: "Они делают вид, что управляют нами, а мы делаем вид, что их уважаем".

Похоже, такая ситуация пока устраивает почти всех. Во всяком случае, о действительно громких антикоррупционных скандалах или массовых налоговых репрессиях пока не слышно. Но это "пока" будет длиться до тех пор, когда кто-нибудь не пожелает столкнуть народ и власть у обменных пунктов, где будет решаться судьба сбережений во время очередного кризиса. Столкновение у обменных пунктов будет на самом деле столкновением денег легальных и денег теневых. И победителем выйдет тот, кто сумеет поставить под контроль теневую наличность, а значит - истинную российскую экономику, а не ту, что фигурирует в официальных отчетах и статистических справках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1040
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1287
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1173
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1161

Другие новости