0
4344
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

"Гепард" вместо "Курска"

Тэги: вмф, подлодка, флот


вмф, подлодка, флот Еще один атомный подводный крейсер проекта 971 вступает в боевой состав ВМФ России.

НА ПОЗАВЧЕРАШНЕЙ пресс-конференции Владимир Путин не исключил своего присутствия на вводе в боевой состав атомной подводной лодки "Гепард" - это должно произойти в День Военно-морского флота, который отмечается по традиции в последнее воскресенье июля. Очевидно, просматривается намерение несколько сгладить впечатление печального события в истории отечественного Военно-морского флота, приходящегося на первые дни августа, - годовщины со дня гибели атомной подводной лодки "Курск".

В проектах "Гепарда" и "Курска" между тем немало общего. И тот, и другой - атомные ракетно-торпедные многоцелевые подводные лодки стратегического назначения, но относящиеся к разным классам. Отличаются прежде всего габаритами: подлодки типа "Курск" - самые громадные в составе ВМФ, субмарины же из семейства "Гепарда" несколько меньше, внутри семь отсеков вместо девяти. И те, и другие двухкорпусные; экипаж "Гепарда" почти вдвое меньше, чем у "Курска": 65 человек против 116. Аналогов "Курска" было произведено 12 единиц, "Гепарда" же - 16, два корпуса из их числа были разрезаны на металлолом еще в 1993 г. прямо на стапелях в Комсомольске-на-Амуре. Эти подлодки так же, как и прототипы "Курска", входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Сегодня их производят только в Северодвинске, там на стапелях находится последняя подлодка этой серии "Кугуар".

Самое грозное оружие подлодки - крылатая ракета "Гранат". Она способна поражать цели в ядерном снаряжении на дальности до 3 тыс. км, трудноуязвима для перехвата, поскольку движется на дозвуковой скорости, огибая рельеф местности на очень небольшой высоте. Кроме того, на подлодках этого класса может быть установлена подводная ракета типа "Шквал", которой нет аналогов в мировой практике. Она предназначена для уничтожения крупных кораблей, авианосцев. Противник не имеет никакой возможности для противодействия, поскольку скорость ее движения под водой фантастическая - 200 миль в час. До сих пор на Западе не понимают, как российским оружейникам удалось достичь таких показателей. Имеются и другие виды морских вооружений; связь с подлодкой обеспечивается из любой точки Мирового океана.

Проектирование "Курска" и Гепарда" происходило в один и тот же период - в конце 70-х гг., с некоторым усовершенствованием в начале 80-х. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средства спасения экипажа выполнены по одной и той же схеме, которая оказалась несостоятельной в случае с "Курском". Кстати, на той же пресс-конференции Владимир Путин определил единственную причину гибели экипажа "Курска" в том, что не было заложено соответствующих конструктивных решений по обеспечению выживаемости людей. Принципиально новых решений по возможному спасению экипажа при строительстве "Гепарда" не внесено, значит, повторение трагических последствий для подводников отнюдь не исключается. Как же тогда расценивать заявление руководителя и членов правительственной комиссии по расследованию аварии "Курска", главных и ведущих конструкторов подводных боевых кораблей о том, что будут сделаны соответствующие выводы и уроки? Ведь прошел год со дня трагедии, а доминирующий лозунг прежний - ввести в строй с помпой еще один подводный атомный ракетный крейсер.

Эйфорию можно объяснить, пожалуй, лишь одним: Военно-морской флот впервые за три последние года получает атомную подводную лодку. Хотя программа вооружений строго засекречена (в отличие от других цивилизованных государств, где прозрачность для общественности максимальная, так как налогоплательщикам строительство подобных "монстров" обходится в миллиарды долларов), все же ясно, что темпы строительства дорогостоящих вооружений отнюдь не возрастут, в лучшем случае останутся на нынешнем уровне.

Есть и еще одна причина для ликования - завершен невиданный долгострой, деньги все же не утопили в морской пучине, флот получил вожделенную стратегическую единицу. "Гепард" строился в два с половиной раза дольше, чем его собратья: "Тигр", "Леопард", "Волк", "Дракон", "Морж" и другие, то есть почти девять лет. Но это не значит, что "Гепард" отвечает всем современным требованиям. Он самый бесшумный в отечественном подводном флоте, но не в мировом. Это грозное оружие против тех, кто вынашивает планы НПРО, но прежде чем выйти на огневые позиции в океане, потребуется преодолеть заградительные рубежи.

И главный вопрос: в какой степени обеспечена безопасность подводников? Может быть, поэтому Владимир Путин, отвечая на вопрос о личном участии в сдаче ВМФ нового российского атомного крейсера "Гепард", несколько сдержано отметил: "Сначала его (этот проект) нужно довести до конца, а после этого будет принято соответствующее решение". Такая ремарка из уст главы государства звучит уже более реалистично, нежели недавние громогласные заявления многих высокопоставленных руководителей о практическом осмыслении уроков "Курска".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
520
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
475
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
461
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
370

Другие новости