ШЕСТАЯ встреча Игоря Иванова и Колина Пауэлла - на этот раз в Риме, - предваряющая российско-американские переговоры в верхах в Генуе, принесла несколько новостей. Во-первых, впервые в более или менее конкретном плане американцы попытались рассказать о том, что же они все-таки хотят сделать в случае ликвидации Договора по ПРО, чем хотят его заменить. Впрочем, и на этот раз представленные ими предложения, судя по всему, оказались очень аморфными. О том, что разговор такой был, стало ясно по одной-единственной фразе госсекретаря на короткой пресс-конференции: "Мы обсудили стратегические вопросы и наши (американские. - Д.Г.) новые предложения по рамочным соглашениям, касающиеся как наступательных, так и оборонительных стратегических вооружений". Иными словами, как Вашингтон намерен действовать в перспективе в сферах ПРО и СНВ.
Но тут же сам Пауэлл оговорился, что, по сути, американцы еще сами до конца не понимают, чего же они все-таки хотят. "Картина прояснится, - заявил госсекретарь США, - только когда Пентагон завершит разработку программ, которые мы будем развивать, и представит ее на рассмотрение в сенат, а также нашим союзникам и партнерам. Тогда можно говорить о рамках".
Игорь Иванов, естественно, не стал торопиться с реакцией на американские предложения: во-первых, они еще внятно не сформулированы, а во-вторых, американцы сейчас все еще затягивают начало предметного диалога по всему комплексу проблем стратегической стабильности, о чем договорились президенты Владимир Путин и Джордж Буш. Глава МИД РФ на пресс-конференции сказал своему коллеге: "К сожалению, после договоренностей в Любляне не удалось запустить работу групп по стратегической стабильности с представителями внешнеполитических и военных ведомств для субстантивного диалога".
С российской стороны такие группы полностью сформированы и готовы начать работу в любой момент. Американцы же пока не заявили о своей готовности. Пауэллу нечего было сказать в оправдание, и он лишь согласился с тем, что "пора приступить к обсуждению деталей для начала работы рабочих групп". Напомним, что это была российская идея о создании двух совместных групп из представителей Москвы и Вашингтона, одна из которых занималась бы оценками потенциальных сфер сотрудничества, а другая бы решала вопросы взаимодействия в сферах ПРО и СНВ. Американцы согласились с этой идеей, и на саммите в Любляне президенты Путин и Буш объявили во всеуслышание о достижении такой договоренности. Однако, похоже, начало переговорного процесса не устраивает Пентагон и других сторонников создания национальной системы ПРО в США. Иванов и Пауэлл условились продолжить обсуждение вопроса о рабочих группах в ходе своих предстоящих контактов в конце июля в Ханое и в сентябре в Нью-Йорке. И пока неясно, означает ли это, что до конца сентября группы так и не начнут работу.
Вероятно, американцы решили мягко откатить назад и, соглашаясь в принципе на предметный диалог, как можно дольше затягивать его начало, одновременно продолжая разрабатывать программы и проводить испытания, направленные на создание НПРО. Кстати, об испытаниях. Отвечая на вопрос "НГ", Игорь Иванов заявил, что на этой его встрече с Пауэллом не было детального разговора ни о проведенных испытаниях элементов НПРО, ни об американском уведомлении о том, что испытания войдут в противоречие с Договором 1972 года в течение месяцев, а не лет. "Мы с Колином Пауэллом обсудили вопросы стратегической стабильности в общем плане. А без ясности в общем плане нельзя делать выводов по деталям". И как раз в общем плане Иванов подтвердил принципиальную позицию России: она ведет спор с Америкой не ради выторговывания для себя каких-то благ типа списания долгов, а из соображений собственной безопасности.
В общем, переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран подтвердили, что острейшие противоречия по противоракетной обороне сохраняются, и они вновь всплывут на предстоящей в воскресенье, 22 июля, в Генуе второй личной встречи Владимира Путина и Джорджа Буша. Американцы, сами изначально ратовавшие за консультации по ПРО, встретив серьезную контраргументацию России их планам создания стратегической системы противоракетной обороны, похоже, начинают искать иные пути решения проблемы.
Рим