-МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ, ряд региональных лидеров Приволжского округа выступили с предложением отказаться от практики двусторонних договоров между Центром и регионами. Как вы отнеслись к этой инициативе?
- Судьбу своего договора каждый решает сам. Наверное, у тех, кто выступил с этой инициативой, исчезли все проблемы. Но договоры - это конституционная норма. А для Татарстана двусторонний договор является вторым после Конституции судьбоносным документом. Я бы не торопился с его отменой.
- Как относятся к возможности отмены договоров другие регионы?
- Я на эту тему практически ни с кем не консультировался. Но для Татарстана договор - это надолго.
- А федеральная власть как-то подталкивает руководителей субъектов к отмене договорных отношений?
- К Татарстану с этим никто не обращался. Ведь наша республика не подписала Федеративный договор. А двустороннее соглашение служит в какой-то степени единственным актом, регулирующим наши отношения с Центром. Мне кажется, что эта форма пока еще себя не изжила.
- Кто стал инициатором включения вашей рабочей группы в Госсовете в комиссию Дмитрия Козака?
- Это результат консультаций. Я предлагал такой путь с самого начала. Ведь есть проблемы, которые, кроме президента, в стране никто не решит. За минувший год закончился процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Но ведь никто не торопится привести федеральные законы в соответствие с Конституцией, особенно в той части, где они вторгаются в компетенцию субъектов Федерации. Я считаю, что необходимо начать второй этап работы.
- Может ли в результате работы комиссии при президенте возникнуть предложение об изменении Конституции России?
- Ни в коем случае. С этого нельзя начинать выстраивание федеративного государства.
- Что дал двусторонний договор Татарстану?
- Для Татарстана договор - не только правовой и экономический, но и политический документ. По мере законодательного разграничения полномочий ряд вопросов снимается. У нас, например, были особые финансовые отношения с Центром, но с этого года Татарстан вошел в единое налоговое пространство, и эта часть договора перестала быть актуальной. Процесс будет продолжаться.
- Если бы договоры заключались уже сегодня, что бы вы туда вписали?
- Там бы нашли отражение все недочеты федерального законодательства. Например, в вопросах о выборах, о принципах формирования государственных органов власти, о разграничении полномочий. Почему закон об избирательных правах не может требовать от кандидата знания тех языков, которые считаются в республике государственными? Мне говорят, что это ограничение прав граждан. А как же быть с правами тех, кто владеет только одним языком - национальным? Тем более что Конституция гарантирует развитие языков и культур всех народов России.
Сейчас, к сожалению, принимаются федеральные законы, по сути не считающиеся с интересами субъектов. Процесс идет с перекосом в пользу Центра, отчасти противоречащий Конституции РФ. В федеральном законодательстве очень много пробелов. И я считаю, что начинать надо не с пересмотра договоров, а с правового разграничения. Когда пробелы заполнятся, необходимость в договорах отпадет сама собой. А если ликвидировать договоры, не разграничив предварительно полномочия, мы вернемся к тому, с чего в свое время начинали.
- Уже известно, как будет строиться работа комиссии Дмитрия Козака?
- Пока разговоров на эту тему не было. Мне бы хотелось заняться проблемой разграничения полномочий между федеральным Центром и субъектами. Это моя позиция, мое желание.
- Президент дал комиссии год на подготовку предложений по разграничению полномочий. Этого времени вам хватит?
- В указе сказано, что документы должны быть представлены к июлю 2002 года. По работе комиссии никаких сроков нет. Я думаю, что это только первый этап работы. Мне кажется, что нужно объявить какой-то мораторий на приведение некоторых продвинутых региональных законов в соответствие с федеральными нормами. Иначе потом придется начинать обратный процесс. Например, зачем менять земельные законы в Татарстане и Саратовской области? Они же, по сути, предопределили второй этап земельной реформы, связанный с сельскохозяйственными землями. В Госдуме этот вопрос планируется рассмотреть только в конце года. Или что касается трудового законодательства. В нашей республике человек не считается безработным, если он живет в сельской местности и имеет 25 соток земли. А с нас требуют пересмотреть эту норму. Но безработным же надо платить.
- Должны ли национальные республики иметь приоритетный статус по сравнению с другими субъектами?
- Действительно, такая проблема есть, и она будет нами поставлена. Но я бы сказал иначе. Старая Конституция предусматривала существование Палаты национальностей. Сегодня же интересы национальных образований никак не представлены в государственных институтах. И нет даже никаких предложений по законодательному разрешению тех проблем, которые не касаются напрямую других народов. В ходе работы комиссии Козака мы должны найти разрешение этих вопросов. У Путина по этому поводу есть понимание.
- Существует мнение, что двусторонние договоры могут понадобиться власти для решения таких вопросов, как, например, урегулирование ситуации в Чечне.
- Я считаю, что у Чеченской Республики должен появиться свой договор. Сейчас там можно устанавливать любые формы правления, силой вводить любые порядки, но этим ли мы должны заниматься? Ведь так не может продолжаться всю жизнь. Почему не предложить республике проект договора, а потом вместе над ним работать. Там есть немало вопросов, которые можно было бы урегулировать таким образом, пока нет соответствующих законов. Сам факт предложения Чечне заключить договор уже был бы проявлением уважения к этому народу. И я не исключаю, что политическое урегулирование скорее всего приведет к необходимости такого решения. А если мы хотим все удержать силой, зачем тогда вообще строить это общество?