Конец политической недели вновь ознаменовался выяснением отношений между Россией и Западом по поводу соблюдения прав человека. Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы лорд Рассел-Джонсон в который уже раз выразил свою озабоченность положением с соблюдением прав человека в Чечне. Председатель ПАСЕ подчеркнул, что последние события в Чечне - имеются в виду "зачистки" в Серноводске и станице Ассиновской - являются вопиющим нарушением со стороны России, которая как член Совета Европы ратифицировала ее важнейшие конвенции и обязана их соблюдать. Столь резкое заявление лорда прозвучало как раз накануне визита делегации ПАСЕ в Чечню. Доклад этой делегации будет обсуждаться 21 июля на запланированной в Страсбурге встрече совместной рабочей группы Европарламента с делегацией Государственной Думы России. И можно уже не сомневаться в том, что нашу страну ждет очередная "порка".
Еще одно неслучайное "совпадение" - вчера в Нижнем Новгороде открылась Международная конференция "Отношения России с расширяющейся Европой", в которой принимают участие делегаты Европарламента, представители исполнительной и законодательной власти России, стран Центральной и Западной Европы, наблюдатели от НАТО. Естественно, заявление председателя ПАСЕ может серьезно повлиять на обсуждение многих спорных вопросов, связанных с возможными последствиями расширения Евросоюза.
Однако и у российской стороны есть существенные претензии к Евросоюзу. Их, в частности, изложил на недавней пресс-конференции в Центре стратегических разработок уполномоченный России в Европейском суде по правам человека Павел Лаптев. По мнению Лаптева, наметилась опасная тенденция политизации международного суда и определенные силы могут использовать этот институт как инструмент давления на Россию.
За три года членства России в Европейском суде против нашей страны было подано более 6300 жалоб, которые касались в основном действий федеральных органов власти, невыплаты пенсий и социальных пособий, ситуации в Чечне и отсутствия средств юридической защиты. Большинство из них признаны неприемлемыми к рассмотрению, и до сих пор Европейский суд не вынес ни единого решения против России. В то же время в канцелярии ЕС сейчас находится 3049 жалоб, из которых принято к рассмотрению 44 документа, а 1744 заявления отсеяны самим судом. По поводу шести "чеченских" жалоб предпринято специальное расследование, но, по мнению уполномоченного от России, особой перспективы оно не имеет. И только по двум жалобам будет возбуждено судебное слушание против нашей страны.
Один из этих исков, по мнению Лаптева, и таит в себе опасность политизации международного правового процесса. Жалобу подал некий Илие Илашку, который был арестован сотрудниками милиции Приднестровья в июне 1992 года и приговорен тираспольским судом к смертной казни за террористическую деятельность и убийство двух человек, совершенное с особой жестокостью и цинизмом. Однако под давлением молдавских властей и международной общественности приговор не был приведен в исполнение. В годы заключения Илашку избрался депутатом молдавского парламента, а в 1999 году он принял гражданство Румынии и был избран сенатором Румынского парламента по спискам национал-коммунистической партии "Великая Румыния". В мае прошлого года указом президента ПМР он был помилован и выпущен на свободу.
И вот два месяца назад бывший террорист, а ныне видный румынский парламентарий подал иск в Европейский суд, в котором обвинил российские спецслужбы и командование 14-й армии в "провокации и подтасовке фактов". Российский уполномоченный в Евросуде считает, что обвинения в адрес России выглядят "притянутыми за уши". "За этим иском ясно просматривается желание некоторых сил выдавить из Приднестровья российских миротворцев", - подчеркнул Лаптев. Однако этот иск создал опасный политический прецедент - теперь каждый желающий сможет привлечь Россию к суду в качестве третьей стороны в споре других государств, даже если наша страна не имеет к конфликту никакого отношения. Усмотрев в этом опасную подоплеку, российская сторона, как сообщил Павел Лаптев, уже подготовила и направила в Страсбург свои предложения по деполитизации авторитетного международного суда. Однако, судя по последним событиям, вряд ли западные правозащитники прислушаются к мнению России.