ДУМА преподнесла-таки Кремлю сюрприз. В то время как лидеры фракций беседовали с Путиным о затянувшейся весенней сессии и сложном земельном вопросе, рядовые депутаты проголосовали за отзыв из парламента блока пенсионных законов. Эту идею поддержало большинство нижней палаты - 249 человек. Вышедших из путинского кабинета глав думских фракций это известие застало врасплох. "Это что же получается? Мимо тещиного дома я без шуток не хожу?" - негодовал Борис Немцов. Тогда он еще не знал о том, что кто-то из коллег-депутатов подшутил и над его - немцовской - тещей и проголосовал против пенсионной реформы карточкой, неосмотрительно забытой главой СПС в Думе. "Можно было бы уйти на каникулы с чистой совестью, а теперь депутатам будет стыдно", - заключил Борис Ефимович.
Немцов был прав. Неожиданная предприимчивость порядком уставших от жары и активной работы депутатов в точности напомнила поговорку: "кот из дома - мыши в пляс". Стыдно же, по версии главы СПС, должно быть коммунистам, аграриям, "ЯБЛОКУ", "Народному депутату" (без двух его представителей) и "Регионам России". Краснеть пришлось уже на следующий день. Вчера стало ясно, что отзывать пенсионные законопроекты президент не собирается.
Сомнительно, что думский демарш возник на пустом месте. И если позиция коммунистов и аграриев мало кого удивила - несогласие с правительственными законопроектами в последнее время стало для них составной частью партийной дисциплины, - то поведение остальных "протестантов" оказалось действительно неожиданным. Депутаты не скрывали, что испытывали на себе серьезное давление не только со стороны исполнительной власти, но и от лица бизнес-сообщества. Предпринимателей не устраивает правительственная редакция реформы. Она, по их версии, не позволит пенсионным фондам параллельно выступать еще и в роли инвестиционных центров, как это принято во всем мире. Но в России видят в этом желание "денежных мешков" приватизировать деньги пенсионеров, что, естественно, бьет по интересам бизнеса. Не случайно глава "Всероссийского союза страховщиков" Игорь Юргенс всерьез занимался пенсионным вопросом в Российском союзе промышленников и предпринимателей. И хотя, по словам представителей РСПП, здесь они "несколько опоздали", опускать руки еще рано.
Впрочем, никто из опрошенных "НГ" депутатов не видел в Думе предпринимателей с "толстыми портфелями" или "коробками из-под ксероксов". Как заявил нам главный думский обвинитель Алексей Митрофанов, лоббистские методы работы в нижней палате парламента за последний год сильно изменились. Во-первых, разбрасываться деньгами и обещаниями никто уже не хочет. Воздействовать на депутатов пытаются через руководителей фракций, групп и объединений, а они сами ходят "куда надо". Во-вторых, нынешний депутатский состав заметно "разбогател" по сравнению со своими предшественниками. "Кого покупать? - спрашивает Митрофанов. - Бывшего министра, человека, который контролирует фактически всю Черноголовку, или, может быть, нефтяников, газовиков и угольщиков?"
Власть депутатского вызова не испугалась. Измученный общением со слугами народа замглавы президентской администрации Владислав Сурков немногословно заметил: "Пусть голосование покажет отношение депутатов к предлагаемой пенсионной реформе". А социальный вице-премьер Валентина Матвиенко заявила, что правительство, конечно же, готово к конструктивному диалогу по пенсионному пакету, однако концептуальных возражений от фракции КПРФ до сих пор как-то не замечалось. По ее словам, кабинет министров согласился с тем, что законопроект об управлении пенсионными средствами пока вызывает много вопросов и не до конца доработан, поэтому его следует обсудить в Госдуме позднее.
В то же время существует и другая версия произошедшего. Обращение к Путину в принципе не могло быть для лидеров фракций каким-то сюрпризом, поскольку они сами на Совете нижней палаты во вторник решили поставить его на голосование в ходе четвергового пленарного заседания. Тем более что президент и правительство, по сути дела, уже выполнили часть требований депутатов, отложив на осень обсуждение двух из шести законопроектов. Как раз тех, которые должны были поделить пенсионные деньги и часть из них вручить тому новому Пенсионному фонду, который перестал бы быть государственной структурой. Ничего скандального в депутатском обращении не было еще и потому, что все за него проголосовавшие прекрасно понимали: им уже ничего не изменить, и в пятницу пенсионные законы в варианте Михаила Зурабова будут приняты, несмотря на все споры и возражения. Таким образом, депутаты, поддержавшие обращение к президенту, просто подстраховались в глазах собственных избирателей.