0
942
Газета Политика Интернет-версия

13.07.2001 00:00:00

Мы говорим - партии, подразуме-
ваем - демократия

Башир Кодзоев

Об авторе: Башир Ильясович Кодзоев - депутат Государственной Думы РФ, фракция "Единство".

Тэги: партия, выборы, демократия


России нужна реальная многопартийность. Только на этой основе может сформироваться устойчивая и эффективная политическая система. Принятый закон о партиях является реальным шагом в этом направлении.

Следующее, что естественно вытекает из логики развития российской государственности, - отказ от выборов по мажоритарным округам и переход к выборам Думы полностью по партийным спискам.

Назовем вещи своими именами. Почему российская власть до последнего времени отстаивала "смешанный" способ выборов парламента? Можно проводить аналогии с другими странами, говорить о слабости российских партий и выдвигать иные аргументы. На самом же деле единственной существенной причиной, по которой власть поддерживала существующий порядок, был страх перед левыми или иными маргинальными политическими силами. В 1993-м активность Жириновского привела к громкому успеху ЛДПР. Если бы в то время была чисто партийная система, у него была бы огромная фракция. В 1995 году именно по спискам КПРФ и аграриям удалось привести большую часть своих депутатов. В то же время некоммунистические движения получали всегда достаточно скромные результаты. Не случайно, что часто поднимался вопрос о сокращении партийного представительства в парламенте до 150 мандатов: в исполнительной власти, и на федеральном, и на региональном уровне, считали, что легче влиять на выборы одномандатников, чем на партии.

Успех "Единства" на выборах 1999 года и последующая победа Владимира Путина на президентских выборах доказали, что маргинальные политические силы уже не представляют угрозу России.

Предвижу возражение: депутаты-одномандатники более близки своим избирателям и более активно защищают интересы территорий.

Давайте опять называть вещи своими именами. Одномандатники куда больше зависят от региональной власти и региональных элит, чем от рядовых избирателей. Административный ресурс, деньги, региональные СМИ - здесь во многом депутаты зависят от местной власти и местных олигархов. Да, депутат должен защищать интересы своей территории. Но ведь он прежде всего обязан выражать интересы общества в целом, быть не лоббистом какой-то региональной финансово-промышленной группировки, а радеть о благе народа и государства.

К тому же, как известно, нынешняя избирательная система по партийным спискам также основана на региональном принципе: только 18 депутатов включаются в федеральный список, а остальные состоят в так называемых региональных корзинах. Они попадают в Думу только в том случае, если именно в конкретной области или республике избиратели поддерживают партию. Естественно, что избранные подобным образом парламентарии заинтересованы и впредь, чтобы избиратели поддерживали их. Например, я избран от "Единства", поскольку у нас в Иркутской области именно это движение получило наибольшее количество голосов. Я стараюсь поддерживать связи со своими избирателями, защищать их интересы в Думе. Таким образом, система представительства, основанная только на партийном принципе, вполне представляет и интересы конкретных избирателей, и конкретные регионы. Но при этом депутат, представляющий партию, более независим от региональной власти, а значит, у него более сильные возможности реализовывать на практике принцип разделения властей.

Хорошо известно также, что депутат-одномандатник, не вступивший в какую-либо фракцию, мало что может. Реальная борьба идет только между фракциями. Так зачем же вообще выбирать "одиночек"? Хорошо известно, что есть немало одномандатников, которые заручались во время предвыборной кампании поддержкой каких-либо партий или движений, крупных политиков, прежде всего в исполнительной власти. Затем, придя в Думу, они уже с учетом реального соотношения сил, чувствуя себя независимыми от прежних обязательств, вступали во фракции-победители. Существующая система провоцирует подобное поведение: "одиночка" ничего не может, и ему приходится приспосабливаться. Да и потом такой депутат может переходить из одной фракции в другую, чаще всего из конъюнктурных соображений.

Кстати, именно одномандатники чаще всего переходят в структуры исполнительной власти, забывая обо всех своих обязательствах и обещаниях. И в этом случае должны проводиться повторные выборы, на которые избиратель идет очень неохотно. Случаются и печальные события: депутаты умирают или погибают. Срываются выборы и на других основаниях - избиратели не находят достойного, и это немудрено, поскольку большинство соискателей абсолютно неизвестны электорату. Если же у нас будет только партийное представительство в Думе, то дополнительных выборов не будет: следующий человек в партийном списке занимает место ушедшего.

Теперь о самом процессе выборов по одномандатным округам.

Именно на выборах в Государственную Думу наиболее активно в огромных масштабах задействованы черные технологии. Когда речь идет об отдельном политике, а не о партии с ее известными лидерами и политической платформой, открываются возможности использования компромата, лжи и клеветы, массового манипулирования. А какие колоссальные расходы! В каждом из 225 округов есть 4-5 кандидатов, которые вкладывают значительные средства. Миллиарды уходят на оболванивание электората. Сотни тысяч людей включаются в борьбу, затрачивается огромное количество бумаги, подкупаются журналисты и СМИ - на региональном уровне это особенно процветает, поскольку цены там невысокие. И что в результате? Люди выбирают того, у кого либо больше денег, либо есть поддержка региональной власти.

Конечно, и при выборах по партийным спискам тратятся деньги и закупается место в газетах и время в эфире. Но здесь куда больше возможностей перевести дискуссию на уровень политических идей и политических принципов. Людям не придется выбирать между малоизвестными кандидатами.

Полагаю, что переход к выборам только по партийным спискам будет иметь ряд существенных последствий. Прежде всего укрепятся партии и закончится процесс перманентного партийного строительства: многие нынешние яркие политики, использующие свой политический капитал для иных целей, будут вынуждены считаться и с партийной дисциплиной, и, что еще важнее, с волей избирателей, отдавших свои голоса за определенную политическую линию. Политическая система станет более устойчивой и стабильной. Появится возможность формирования настоящего парламентского большинства, которое сможет быть и самостоятельным, и ответственным большинством. Достаточно быстро сформируется трех-четырехпартийная система, и у нас будет парламент, работающий эффективно и не хуже, чем в прочих цивилизованных странах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
968
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1001
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
443
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
634

Другие новости