ДНЯМИ в прямом эфире одной уважаемой радиостанции не менее уважаемый главный редактор совсем уж уважаемой московской газеты сморозил чушь. Приводим ее дословно: "Политическая жизнь в России затихает, все меньше острых ситуаций... Ритм политической жизни у нас уже совершенно адекватен европейскому или западному, а к лету писать политическим журналистам становится почти не о чем".
Чушь заключается в том, что, согласно только что опубликованному докладу ООН, сама Россия не то чтобы была отнесена к европейскому или западному сообществу, а вовсе даже помещена между Белизом и Малайзией. То есть в мировой табели о рангах находится по совокупности всяческих показателей на 55-м месте. А вот что касается "ритма политической жизни", то он действительно адекватен какой-нибудь маленькой скандинавской стране.
То есть ежели б главный редактор (повторим, уважаемый) хотел сказать что-нибудь умное, то уж заявил бы, что российский политический ритм пришел в явное несоответствие с реальным положением дел в стране. Ритм очень даже спокойный и размеренный, а страна между тем находится сами знаете где. А если кто запамятовал, то вот всего лишь некоторые всем известные факты. Выжимка, так сказать.
Согласно отечественному Госкомстату, по продолжительности жизни Россия находится в пятом десятке среди всех государств мира. При этом продолжительность жизни продолжает падать. Люди мало живут оттого, что мало получают, много болеют, а часто просто недоедают. Тот же самый Госкомстат бесстрастно фиксирует, что 40 миллионов человек в России имеют доходы ниже прожиточного минимума. То есть жить они не должны, что, собственно говоря, они и делают - население страны неуклонно сокращается. Даже премьер-министр Касьянов недавно забил тревогу: скоро, мол, работать некому будет, в казну некому нести...
Ну, что еще можно добавить к этому? Нет, безусловно, мы продолжаем делать ракеты. Только вот в список пятисот крупнейших компаний мира, опубликованном недавно "Форбсом", от России вошли всего четыре фирмы, да и то сырьевых. И наш флагман, можно даже сказать, гордость отечественной экономики "Газпром", занял в этом рейтинге постыдное 138-е место. С экономической точки зрения Россия со своими ракетами - по-прежнему сырьевой придаток Запада. Это, между прочим, признал президент Путин в своем Послании Федеральному собранию. Слово "придаток" он не использовал, а предпочел иносказание, но все поняли.
А вот где Россия прочно удерживает лидирующие позиции, так это в мировых рейтингах преступности и коррупции. По оценкам разных международных организаций, Россия находится в первой десятке самых коррумпированных стран в окружении Пакистана, Боливии и Уганды. И по-прежнему Россия относится к тем немногочисленным европейским странам, на территории которых идет самая настоящая война. Правда, у нас ее продолжают стыдливо называть контртеррористической операцией.
Другими словами, согласно всяческим рейтингам, спискам и опросам, Россия болтается где-то между латиноамериканскими и африканскими странами, а меж тем "политический ритм" у нас еще чуть-чуть и будет совсем как в Швейцарии. Или в Норвегии.
Но у любого несоответствия должно же быть какое-то объяснение, какая-то весомая причина, пусть даже экзотическая. Ведь на самом деле, несмотря на жаркое лето, в России продолжают случаться всякие политические новости. Вот вчера, например, почти слились в объятиях две не самые маленькие партии - "Единство" и "Отечество". Чем не новость? А к осени, как предполагается, господин Прусак в пику СПС создаст еще одну праволиберальную партию. Если это случится, то зимой СПС и партия Прусака как пить дать тоже объединятся в какой-нибудь союз или блок. Снова будет о чем писать политическим журналистам. Ритм будет как в Европе, а Россия по-прежнему будет болтаться между банановыми республиками.
Так в чем же дело? А дело в том, что политическую жизнь лучше не имитировать. Назвался партией - борись за власть. Не можешь или не хочешь бороться - пытайся влиять или на народ, или на власть имущих. В противном случае любая так называемая политическая стабилизация или европейский политический ритм есть банальный застой.
Россия это уже проходила, и слово "застой" ей знакомо. Но только сейчас, когда несоответствие между якобы европейским политическим ритмом и общенациональным упадком стало кричащим, можно дать определение понятию "застой". Застой - это имитация политической активности на фоне общего социально-экономического упадка.
На обыденном языке это означает, что власть не справляется или не хочет справляться с общегосударственными проблемами и при этом ее некому принудить или подтолкнуть к более активным и решительным действиям. То есть, существуя в политическом вакууме, власть не может быть эффективной. Почему в России сейчас образовался этот вакуум - это другой вопрос. Либо власть не заинтересована в сильных оппонентах, либо потенциальных оппонентов устраивает сытая и размеренная политимитация, либо народ не дорос у нас до гражданского общества.
России известно не только, что такое застой, но и как из него выходить. Слава богу, в конце 80 - начале 90-х годов все обошлось хотя и революцией, но бескровной. В самом деле нерадикальных способов преодоления застоя не существует. Если это не революция, то политический переворот. Если не переворот, то, как в банановых республиках, - путч. А если журналистам времен застоя "ближе к лету не о чем писать", то такое лето частенько кончается августом. Что такое август в российской политической традиции - объяснять не надо.