Председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский (справа) ради Земельного кодекса даже лишил одного из депутатов серебряной свадьбы.
-ВИКТОР СЕМЕНОВИЧ, президент говорит об этом кодексе как об одной из важнейших реформ, а какова его реальная польза для рядового гражданина?
- Самая главная миссия закона - уменьшение влияния чиновников. Всем известно, что, скажем, в Московской области оценка земли на уровне пяти тысяч рублей за гектар. Но всем известно также, что в некоторых местах одна сотка земли продается за пять тысяч долларов и что таких мест очень много, почти все Подмосковье. Разница оказывается в кармане чиновника. Легальный оборот в Москве - это 700 сделок в год, а в Нью-Йорке, например, десятки тысяч сделок проходят в год. Значит, либо у нас оборот сильно зажатый, либо он "серый", то есть идет не под надзором государства, без участия налоговых служб. Поэтому Земельный кодекс узаконит права граждан и наведет порядок в этой сфере.
- В ходе подготовки кодекса к пленарному заседанию Думы 14 июля несколько раз левые срывали заседания вашего комитета. Вы не собираетесь применить к ним дисциплинарные меры?
- Лишить права голоса в комитете невозможно, хотя, конечно, можно обратиться к Думе с просьбой исключить их из как не посещающих заседания. Кстати, на заседание комитета во вторник вопреки действиям коммунистов нам удалось собрать людей со всего мира: из Парижа, из Иркутска, из Чехии, из Ростова. Волевым порядком всех членов комитета "выдернули" на один-два дня. У одного из нас позавчера была серебряная свадьба, а он прилетел сюда, чтобы принять участие в обсуждении, чтобы был кворум. Поэтому, когда коммунисты вошли в зал и увидели, что кворум есть даже и без них, они сделали пару политических заявлений и ушли.
- Определено ли наконец количество отрицательных и положительных отзывов от субъектов Федерации, при помощи которых левые надеются заблокировать кодекс?
- Как мне надоели эти разговоры! Я могу сообщить данные официальным порядком только после заседания комитета 13 июля, поскольку документы продолжают поступать. Но, по предварительной информации на 10 июля, всего поступило 136 обращений, из них в поддержку или в развитие проекта Земельного кодекса - 75, а постановлений, принятых законодательными органами власти субъектов РФ, по отклонению Земельного кодекса всего 21. Отмечу, что в законе, на который ссылаются наши оппоненты и по которому мы проводим такой скрупулезный подсчет, сказано только, что "органы власти субъектов Федерации должны высказаться", но не сказано какие - законодательные собрания или исполнительные органы. Очевидно, что если губернатор выскажется против Земельного кодекса, а законодательное собрание "за" или наоборот, то в этом случае непонятно, как же высказался субъект Федерации. И тут мы еще поспорим с правовым управлением Госдумы. Оно почему-то взяло на себя смелость комментировать закон и утверждать, что "органы власти субъектов Федерации" означает именно законодательные органы. Окончательное решение по отзывам будет принимать только комитет, уполномоченный Думой. Так записано в законе.
- Тем не менее коммунисты готовы даже оспорить его в судебном порядке.
- Полагаю, что они в любом случае направят запрос в Конституционный суд, потому что им крайне важны информационные поводы. Но я надеюсь, что КС, рассмотрев всю ту процедуру, которую мы исполнили достаточно скрупулезно, примет правильное решение и что решение это будет в нашу пользу. Но напряжение сейчас таково, что если будет оспариваться сам факт обсуждения 14 июля, а не 16, то будет обращение к Думе продлить сессию еще на один день.
- Однако ваши критики утверждают, что сам факт проведения этих акций и то, что левые смогли перетянуть на свою сторону некоторые законодательные собрания в регионах, говорит о том, что "Единство" провалило подготовку Земельного кодекса.
-Я напомню, что "Единство" шло на выборную кампанию с лозунгом решить проблемы Земельного кодекса, и на сегодняшний день мы не сорвали ни одного срока. Этот компромиссный законопроект, откуда выведены все спорные моменты, благодаря фракции "Единство" готовился не шесть лет, а два месяца. Несмотря на попытки коммунистов отнести первое чтение закона на 21 июня, Дума обсудила кодекс 15 июня. Между первым чтением кодекса и вторым бывает долгий перерыв, а мы так построили работу с участием всех экспертов, в том числе и от коммунистов, что стало возможным принять кодекс в весеннюю сессию. Надо подчеркнуть, что этой работой занималось не только "Единство" - это совместный труд, как ни странно, даже с коммунистами, потому что среди них достаточно людей, которые приняли участие в технической подготовке Земельного кодекса.
- Складывается впечатление, Виктор Семенович, что при обсуждении Земельного кодекса больше всего споров вызвал вопрос о свободном доступе иностранных граждан к обороту российских земель.
- Да, споров на сей счет было много. Но на сегодняшний день более или менее приемлема поправка в редакции Геннадия Кулика. Она вводит разрешительный, а не запретительный порядок для иностранцев: указывается каждый конкретный случай, разрешающий иностранцам совершать сделки с землей. Это, конечно, нонсенс в юридической практике. Но хотя сердце и кровью обливалось, я вынужден был уступить.
- Однако в приграничных территориях - Приморье, Калининград - права иностранных собственников на землю все равно будут ограничены?
- Есть такая поправка, которая исключает куплю-продажу этой земли. По всей видимости, указом президента сделки с иностранцами в приграничных территориях будут ограничены. К сожалению, у нас пока недостаточно высокий уровень правовой и экономической культуры. Насколько мне известно, есть около двухсот обращений немцев, которые хотели бы купить на территории Калининградской области какой-либо участок земли. Почти всегда эти просьбы касаются какого-то пятнышка земли, на котором было их родовое поместье, возможно, там остался фундамент или здание. Никто не собирается скупить всю Калининградскую область и объявить об отделении ее от России.
- Когда же начнет действовать новый кодекс?
- Все будет зависеть от второго чтения. Если оно пройдет благополучно, то осенью состоится третье чтение, а дальше его рассмотрят Совет Федерации и президент. Конечно, возможно преодоление Думой вето Совета Федерации, возможны какие-то согласительные комиссии с участием сенаторов. Но это нормальная технологическая процедура, и думаю, что в 2002 году кодекс уже начнет работать.