Заместителю главы президентской администрации Дмитрию Козаку предстоит найти консенсус между надеждами российских судей и требованиями Всемирного банка.
ДИСКУССИИ о путях судебной реформы между судейским сообществом и Кремлем продолжаются даже несмотря на то, что в стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме уже находятся три закона, регулирующих статус судей, закон об адвокатуре, а Уголовно-процессуальный кодекс ожидает третьего чтения. По данным "НГ", в Верховном суде всерьез подумывают о том, чтобы обменять отказ от возражений по проекту УПК на возможность учесть интересующие их позиции по законопроектам о статусе судей.
Новое законодательство о статусе судей, по мнению критиков кремлевской концепции, вводит существенные ограничения гарантий неприкосновенности от административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. В Верховном суде полагают, что административная ответственность поставит судей в зависимость от местных властей в субъектах Федерации. Дисциплинарная же станет рычагом давления на рядовых судей со стороны председателей судов. Так, судья может получить дисциплинарное взыскание, в том числе и за нарушение правил внутреннего распорядка. И вопреки КЗоТу предполагается, что объявленные взыскания будут сохранять силу в течение трех лет (для остальных граждан - один год). Довольно странной выглядит также норма о "неполном служебном соответствии" для судьи, ведь наличие такого взыскания - это веский повод защиты для постоянных отводов негодного судьи от участия в процессе.
Кроме того, источники "НГ" в Верховном суде сообщили, что в администрации президента вновь появился законопроект, возрождающий Судебную палату. Она должна будет фактически подменить собой общественный (и бесплатный для налогоплательщиков) орган самоуправления - Совет судей. Судебная палата должна будет координировать деятельность всех трех высших судов и, возможно, подомнет под себя финансовые потоки, идущие через судебный департамент. Возрождение этой идеи не выглядит случайным: именно через Совет судей и его председателя Юрия Сидоренко шла наиболее острая критика всех начинаний Кремля.
Еще одним подводным камнем в отношениях первой и третьей власти остается вопрос финансирования. В проекте бюджета на 2002 год заложен тот же объем средств, что и в нынешнем, без учета разрекламированной федеральной целевой программы по развитию судебной системы. Между тем уже сейчас необходимо выделить дополнительные средства на увеличение штатной численности судов к 2004 году, когда начнут действовать суды присяжных и именно судьи возьмут на себя прокурорские функции по выдаче санкций на арест и обыск.
Выступая на международной конференции по судебно-правовым проблемам в Санкт-Петербурге, замглавы президентской администрации Дмитрий Козак вроде бы поддержал надежды судейского сообщества, назвав одной из самых актуальных проблем "обеспечение независимости и беспристрастности правосудия". Решить эту проблему он предложил следующим образом: создать новый порядок назначения судьи на должность, повысить роль судебных учреждений как независимой самоуправляющейся системы и ввести дополнительные правовые механизмы по обеспечению независимости правосудия. Козак также заявил, что выступает за такие правовые нормы, которые сделают смещение судьи с занимаемой должности невозможным. Правда, он тут же признал, что в пакете законопроектов содержатся предложения, направленные на модификацию существующих форм судейского иммунитета. Например, заметил Козак, нужно "ввести как бы промежуточные или профилактические формы дисциплинарных взысканий, такие, как замечание или выговор".
Конфликт между судьями и Кремлем разворачивается и вокруг проблемы более четкого разграничения полномочий между двумя разными ветвями власти. Однако сейчас к двум участникам спора добавилось и мировое сообщество. Выступая на конференции в Санкт-Петербурге, президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон заявил, что рассматривает этот форум как "следующую ступень к проведению правовой и юридической реформы". Такая реформа, по мнению Вулфенсона, является "ключевым аспектом социально-экономического и политического развития любой страны", которую не может заменить никакая финансовая помощь. Таким образом, нынешняя судебно-правовая реформа превращается из внутренней проблемы в индекс международного авторитета страны. И пока Кремлю придется доказывать мировому сообществу сам факт существования в России действительно независимой системы правосудия, у судей появятся неплохие шансы добиться удовлетворения своих требований.