Нынешним суверенитетом "без границ" руководители российских регионов обязаны первому российскому президенту Ельцину.
НА ДНЯХ руководители Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Борис Говорин и Валерий Малеев подписали документ, который уже в ближайшей перспективе может дать старт воссоединению частей сложнопостроенных субъектов Российской Федерации. Подписывая соглашение о социально-экономическом и культурном сотрудничестве, губернаторы не только обнялись, но и подняли бокалы с шампанским. При этом звучали торжественные речи о сути соглашения, за которыми слышалось недосказанное: недалеко то время, когда область и округ вновь будут едины, как это было до 1993 года.
Усть-Ордынский автономный округ, похоже, без особых сожалений расстается с подаренным ему суверенитетом. Чисто аграрный регион, отрезанный от мощной перерабатывающей промышленности области, зависит исключительно от дотаций Федерального центра. "Нам без помощи Иркутской области сельское хозяйство не вытянуть, а это основа нашей экономики", - не раз признавал глава Усть-Орды Валерий Малеев. Кроме того, жители округа стали "чужими" для областных систем здравоохранения и образования, социальной защиты, которые когда-то создавались, как заметил Борис Говорин, для всего населения области. Чувство ностальгии "по единой семье" с годами достигло критической отметки. И наконец свершилось то, чего уже давно ждали люди.
Подписанное соглашение в первую очередь касается сельскохозяйственных предприятий округа, которые отныне переходят в оперативное подчинение более богатой области и могут рассчитывать на ее финансовую поддержку. Уже в ближайшее время последует обращение к министру сельского хозяйства и продовольствия с просьбой передать все федеральные лимиты Главному управлению сельского хозяйства области. Речь, таким образом, идет о практически полном объединении в аграрном секторе, как это было до 1993 года. Во-вторых, соглашение предусматривает равные права жителей округа и области на пользование всей социальной сферой.
Подобные инициативы федеральная власть, судя по всему, будет только поддерживать, они в русле нынешней политики Кремля.
Удовлетворен первым "решительным" шагом по сближению двух субъектов Федерации и главный федеральный инспектор по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу Игорь Тутеволь: "Не может округ, замкнутый в Иркутской области, существовать раздельно, это просто историческая несуразность. Мы - единый организм".
По словам губернатора Иркутской области Бориса Говорина, все эти годы область искала такие формы сотрудничества с округом, которые бы, с одной стороны, обеспечивали совместную жизнедеятельность, с другой - уважали права самостоятельного субъекта Федерации. "Что же касается полного объединения округа и области, - заметил Говорин, - то нет еще для этого правовых оснований. Возможность изменений в административно-территориальном устройстве должна быть закреплена федеральными законами и Конституцией".
Иркутск
***
В Том, что именно Усть-Ордынский Бурятский автономный округ стал "первой ласточкой" в сфере столь тесного сближения российских территорий, неожиданности нет. Во-первых, его анклавное расположение вкупе с экономической зависимостью от "соседки" не оставляют этому региону возможности для особого "сепаратизма". Во-вторых, руководитель Усть-Орды Валерий Малеев уже достаточно давно готовил общественное мнение к восприятию такого события.
Глава округа не раз публично говорил, что вверенное ему население созрело для объединения с Иркутской областью. Ведь в результате, мол, оно только выиграет, потому что жизнь улучшится. В этом ему, кстати, вторит коми-пермяцкий губернатор Николай Полуянов, полагающий, что и для его округа целесообразнее было бы вновь войти в Пермскую область.
При этом представители Кремля на высказывания окружных начальников неизменно реагировали с подчеркнутой благожелательностью. Так что сомневаться в согласованности подобных инициатив с федеральным руководством не приходится.
Более того, если заглянуть в план подготовки на нынешний год правительственных законопроектов, там в разделе "государственное строительство и конституционные права граждан" значатся такие законы, как "О границах субъектов РФ и порядке их изменения" и "О порядке изменения статуса субъекта РФ". Как видим, правовыми основаниями, на недостаток которых сетует губернатор Говорин, правительство уже озаботилось.
Кстати, о том, что законопроект об изменении статуса субъекта практически готов, говорил еще зимой министр по делам федерации Александр Блохин. Главное, объяснял он, инициатива должна исходить от самого субъекта, где на сей счет надо провести всенародный референдум. А затем необходимо будет заручиться согласием Центра и всех заинтересованных регионов.
При этом, правда, неясно, будет ли такого рода закон направлен лишь на объединение территорий или в нем истолкуют также и механизм разукрупнения, чего давно жаждут иные влиятельные регионы из числа "сложнопостроенных". И коли уж речь идет о статусе субъекта, то попытаются ли наконец правительственные разработчики закона устранить ту пестроту, которая сегодня этому понятию сопутствует?
Как известно, Российскую Федерацию слагают регионы шести разновидностей: республики (которых насчитывается 21), края (6), области (49), автономная область (1), автономные округа (10) и города федерального значения (2). Формально все они равноправны, однако в 5-й статье Основного закона страны по сути как будто построены по ранжиру. Республики, например, имеют право на собственную конституцию, в то время как прочие субъекты должны довольствоваться лишь уставами.
Между тем в стране принимаются и другие законы, закрепляющие эту путаницу. На днях, например, Государственная Дума окончательно одобрила проект "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". В нем, в частности, говорится, что в случае принятия иностранного государства в качестве нового субъекта ему предоставляется статус республики. А вот входящим в него административно-территориальным образованиям может быть предоставлен статус края или области.
В последнее время и Кремль все чаще обещает уравнять все регионы в правах. Вот только как это можно сделать даже формально без унификации их статуса? К тому же умения переигрывать представителей национальных режимов, установленных в республиках, верховная российская власть пока не набралась.
Хотя вовсе не обязательно при этом идти по пути "губернизации". Альтернативный вариант еще в начале 90-х продемонстрировали отдельные края и области, которые сами декларировали повышение собственного статуса до республиканского. В конце концов они ничуть не менее достойны этого звания. На то с лихвой хватает оснований не только политических и экономических, но даже исторических.