ВЧЕРА Конституционный суд в открытом заседании обеих палат вынес постановление о проверке конституционности амнистии, объявленной в прошлом году в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне. КС решил, что оба постановления об амнистии неконституционны, но уже выпущенных на свободу преступников ловить не надо. Это постановление суда стало последним делом, в рассмотрении которого принимала участие зампредседателя Конституционного суда Тамара Морщакова. Кандидатура нового судьи КС может быть внесена президентом уже на ближайшем заседании Совета Федерации. Впрочем, по нашим сведениям, следующим местом работы Морщаковой может стать Минюст.
Постановление об амнистии, о котором шла речь на КС, было принято Госдумой 26 мая 2000 года и наделало много шума. Выяснилось, что в текст документа неожиданно для большинства депутатов каким-то образом было внесено положение, согласно которому амнистировались граждане, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, но награжденные в свое время орденами и медалями. Тогда по Думе ходили упорные слухи, что внесение этой поправки лоббировала фракция СПС, а в числе наиболее активных лоббистов называли главу Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева. Спустя месяц после протеста прокуратуры это постановление было изменено, но тех, кого уже успели амнистировать, опять заключать под стражу запретили. И хотя в промежутке между постановлениями Генпрокуратура издала ведомственный приказ о том, что освобождение заключенных следует притормозить, целый ряд фигурантов скандальных уголовных дел покинули тюрьмы. А 16 осужденных, которые выйти из мест заключения все же не успели, обратились через своих адвокатов в КС и потребовали, чтобы действие амнистии было распространено и на них.
В ходе разбирательства этой истории стало ясно, что КС предстоит определить суть самого правового института амнистии. Конституция выделяет этот правовой акт отдельно от остального массива законодательства и теперь конституционная норма расширяется: граждане приобретают право оспаривать акты амнистии в Конституционном суде, как и любой другой закон. Суд четко напомнил Думе, что ее претензия на исключительное право издавать акты милосердия не должна входить в противоречие с Основным законом государства "и не может допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения". КС посоветовал Думе законодательно установить процедуру принятия акта об амнистии, чтобы не подвергать "излишним, не обусловленным целями уголовной ответственности страданиям" заключенных.
Если судьи КС хотели удивить юридическое сообщество, то им это удалось. Даже беглый анализ судебной практики КС показывает, что при принятии решения, члены суда обычно отдают приоритет защите частного лица перед государственными и общественными институтами. Есть и еще один момент: КС постоянно критикуют за медлительность и в ходе подготовки судебно-правовой реформы представители правоохранительных органов и депутаты неоднократно требовали ввести законодательно жесткие сроки рассмотрения дел. Но, как ни странно, именно неспешность КС позволила ему принять объективное, взвешенное решение, отделенное от сиюминутных политических страстей.