ПУТИНСКАЯ политика, по мнению левых, явно "попахивает новой гайдаровской революцией". Революционных тезисов всего семь. Первый - Земельный кодекс, дающий право иностранным инвесторам приобретать землю в собственность. Для коммунистов это невозможно ни по идеологическим причинам ("Ни пяди родной земли!"), ни по финансовым, в момент обрывающим крепкие связи левых с красными директорами. Второй тезис - реформа естественных монополий - не приемлем для коммунистов по тем же причинам. Преобразования в РАО "ЕЭС", МПС и "Газпроме" неизбежно повлекут за собой рост цен не только на услуги этих компаний, но и на жизнь. Трудовой кодекс - отберет у левых поддержку "простого трудового народа", привыкшего с советских времен к тому, что о нем заботится только одна коммунистическая партия. Судебная реформа, проводимая Кремлем, по версии коммунистов, не уменьшит преступность, а совсем наоборот, поскольку в результате серьезно пострадают полномочия главного правохранительного органа - прокуратуры.
Однако куда важнее для левых три последних тезиса, касающихся в буквальном смысле всех и каждого. Реформа ЖКХ грозит тем, что с 2002 года население будет оплачивать 90% коммунальных услуг. А с 2003 года, признанного годом катастроф, - все будут платить в полном объеме. Правда, правительство обещало помочь совсем малоимущим адресными субсидиями, но собственную финансовую несостоятельность еще предстоит доказывать - собирать кучи справок и стоять в очередях - так что добиться ее смогут немногие. Правительственный вариант пенсионных преобразований пугает коммунистов новым словосочетанием - "накопительная система". В старости много не накопишь, убеждают они, а если к пенсиям подберутся коммерческие банки - потеряешь последнее. Власть не пощадит ни стариков, ни детей, - твердят левые. Последним грозит реформа образования с двенадцатилетним обучением и прямыми экзаменами. Это "калька с Запада", отказ от старой советской системы, на которой выросло не одно поколение, детям из простых семей сломают жизнь - они никогда не поступят в институт. При этом, правда, забывают добавить, что сейчас речь идет совсем о другом - в частности, о повышении зарплат учителям. А что касается "западных новаций", то они, кроме министра образования, никого не устраивают.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что при сегодняшнем политическом раскладе "революционные тезисы" власти сбудутся. Созданное усилиями Кремля правительственное большинство в нижней палате парламента себя полностью оправдывает - правительственные законопроекты принимаются в рекордные сроки и сопротивляться этому парламентскими методами практически бесполезно. Чтобы остаться серьезной оппозиционной силой и не превратиться в политических маргиналов, у коммунистов есть только одна возможность - скандал. Лучше если громкий - на улицах и с дракой. Еще лучше, если на всю страну - с разгоном Государственной Думы и новыми выборами.
Скандалы увеличивают рейтинг левых. По данным Центра социально-политического анализа, сейчас популярность КПРФ даже выше, чем у поддерживаемого властью "Единства". Тем более что каждый шестой человек в стране по тем или иным причинам тоскует по социализму. Людям свойственно верить тому, кто о них заботится или по крайней мере делает вид, что отстаивает их интересы. Однако даже демонстрация заботы, которой коммунисты сейчас так активно занимаются, - удовольствие не из дешевых. Для этого важно не только заручиться поддержкой влиятельных политических сил, но и найти весьма солидный источник финансирования. Видимо, у КПРФ он уже появился.